На шаг ближе к цифровой экономике: Нацбанк определил правила оформления смарт-контрактов
Декрет от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» ворвался в белорусское правовое поле целым рядом новых конструкций, суть которых без подсказки могут понять разве что специалисты в сфере IT. Одним из каких новшеств стал смарт-контракт – цифровой аналог договора, который помимо регистрации обязательств сторон может включать механизм контроля их исполнения.
Последние изменения в законодательстве свидетельствуют о том, что такой способ оформления договорных обязательств в скором времени может изменить наше представление о способах получения финансовых услуг.
Особенность смарт-контракта как способа оформления договорных обязательств заключается в том, что он строится с использованием технологии распределенного хранения данных, защищающей его от внесения нежелательных изменений. Это гарантирует, что ни стороны смарт-контракта, ни третья сторона не смогут каким-либо образом изменить первоначально заложенные условия. А цифровая форма заключения смарт-контракта позволяет сделать любую сложную операцию (такую как купля-продажа недвижимости, регистрация юридического лица, получение банковского кредита) действием, доступным для удаленного оформления.
Но это в теории, на деле же внедрение новых технологий происходит не так быстро, как хотелось бы сторонникам цифровой трансформации.
Фундамент и надстройка
Начало развитию межбанковской системы идентификации (МСИ) положил Указ от 18.04.2019 № 148 «О цифровых банковских технологиях», который вступил в силу 21 октября 2019 г., что позволило участникам финансового рынка начать освоение дистанционных каналов оказания финансовых услуг.
Благодаря этому правовому акту, например, возникло мобильное приложение ЗАО «Айгенис», которое позволяет удаленно покупать ценные бумаги белорусских эмитентов, торгующиеся на бирже. Отдельное положение Указа № 148 разрешило использовать смарт-контракты всем участникам МСИ, что позволило регулятору сверху, а участникам снизу приступить к более активному использованию новых технологий.
Следующим этапом адаптации нормативно-правовой базы под использование смарт-контрактов стала разработка Положения о порядке совершения и (или) исполнения сделок, иных юридически значимых действий при осуществлении банковских, других финансовых операций и иной деятельности, связанной с осуществлением этих операций, посредством смарт-контрактов, утв. постановлением Правления Нацбанка от 24.12.2020 № 428 (далее – Положение), которое применяется с 14 января 2021 г.
Отметим самые важные аспекты, на которых заострил внимание регулятор.
Прежде всего во избежание разночтения определено содержание основных терминов, используемых при заключении смарт-контрактов. Фундаментом нового способа оформления договорных обязательств станут смарт-системы – информационные системы, использующие технологию распределенного хранения данных, предназначенные для автоматизированного совершения и исполнения сделок и иных юридически значимых действий, а также обеспечивающие хранение информации о таких сделках и действиях. При этом участники МСИ могут создавать свои смарт-системы или использовать системы других участников.
Это, безусловно, хорошая новость: регулятор не стал настаивать на проведении всех смарт-контрактов через единую централизованную систему, как этого можно было ожидать, а сделал ставку на их множественность.
В то же время нельзя сказать, что Нацбанк пустил процесс формирования смарт-систем и оформления смарт-контрактов на самотек. Положение определяет целый ряд условий, которым должны соответствовать информационные системы, чтобы смарт-контракты, заключенные с ее использованием, имели полную силу:
– предоставление участникам системы информации о порядке осуществления всех ключевых процедур и наиболее важных аспектах деятельности системы (тарифы, уведомления о рисках и т.д.);
– регистрация участников сделки и их последующая идентификация в соответствии с требованиями законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем;
– обязательная проверка программного кода смарт-контракта на соответствие условиям сделки;
– хранение информации о проведенных сделках и иных юридически значимых действиях, а также обеспечение конфиденциальности, целостности, подлинности и сохранности такой информации в соответствии с требованиями законодательства об информации, информатизации и защите информации, в т.ч. в части технической защиты информации;
– непрерывная работа смарт-системы и обязательное уведомление ее участников в случае возникновения кризисных ситуаций (сбоев).
С раскрытием сторон, на государственном языке и в бумажном варианте
Помимо требований к информационным системам, позволяющим регистрировать смарт-контракты, регулятор определил обязательные условия, которые должны быть соблюдены при заключении смарт-контракта.
Прежде всего участники сделки должны быть идентифицированы в соответствии с нормами «антиотмывочного» законодательства, о чем мы уже упоминали.
Стороны должны ознакомиться с описанием смарт-контракта, содержащим все значимые условия. Такое описание включается в смарт-контракт его разработчиком в виде комментария, изложенного на одном из государственных языков в доступной для восприятия форме. В случае необходимости описание смарт-контракта может быть дополнительно приведено на иностранном языке.
Каждый участник смарт-контракта должен дать полное и безоговорочное согласие на совершение сделки или иного юридически значимого действия, которое должно быть выражено в форме, позволяющей определить, от кого оно исходит.
Положением предусмотрено, что сведения о совершении значимых действий в рамках смарт-контракта могут вносится в смарт-контракт его участниками при отсутствии возможности автоматизированного направления в смарт-систему таких сведений. Расчеты по сделкам, проводимым с применением смарт-контракта, а также документальное оформление операций, бухгалтерский и иной учет таких операций осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством.
Любопытно, что подтверждение совершения и сделки или иного юридически значимого действия посредством смарт-контракта должно иметь форму внешнего представления – на бумажном носителе либо в виде цифровой записи на экране при запросе соответствующей информации. Таким образом регулятор решил сохранить бумажную выдачу информации для тех, кто по старинке предпочитает иметь дело с напечатанным документом.
Однако вряд ли простой бухгалтер, юрист или потребитель финансовых услуг сможет «пощупать» обещанные изменения в ближайшее время: помимо нормативно-правовой базы естественным барьером при внедрении новых технологий является небольшое количество первопроходцев – компаний и учреждений, готовых потратить значительные ресурсы, чтобы вступить на зыбкую почву инноваций.