Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На потребительском рынке запланирован коренной перелом

Фото: dzen.ru

Последнее десятилетие в Беларуси наблюдалось постоянное сокращение доли продаж отечественных товаров на внутреннем рынке. Начиная с 2025 г. согласно планам государства ситуация должна коренным образом измениться.

Белорусским товарам зеленый свет

Решительные меры государства по изменению структуры розничного товарооборота обусловлены тем, что белорусские производители постоянно уступают позиции на внутреннем рынке зарубежным товарам. Данные за 2024 год это четко показали.

Так, удельный вес продаж отечественных товаров в розничном товарообороте в прошлом году оказался минимальным (56,4%) за всю историю наблюдений. В том числе удельный вес отечественных продовольственных товаров опустился по сравнению с 2023 г. до 76,3% (-1,2 п.п.), а непродовольственных – до 37,3% (-3,1 п.п.).

В 2025 г. должен произойти коренной перелом. Предполагается, что доля продаж белорусских товаров на внутреннем рынке заметно подрастет и этот тренд продолжится в последующие годы.

Органы госуправления уже стали принимать конкретные меры в этом направлении. Так, Нацбанк в апреле объявил, что коммерческим банкам следует кредитовать продажу белорусских товаров, а прирост задолженности по другим кредитам необходимо ограничить в пределах 12% в год.

Также многочисленные меры, направленные на стимулирование продаж отечественных товаров, инициировало Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

В апреле МАРТ подготовило Соглашение о сотрудничестве в области повышения эффективности продаж товаров отечественного производства, к которому присоединились к настоящему времени министерства, концерны, бизнес-союзы, а также некоторые коммерческие организации.

Документ предполагает, что организации, которые его подпишут, будут «оказывать всяческое содействие» для увеличения в 2025 г. удельного веса продажи товаров белорусского производства в розничном товарообороте до 63%, в т.ч. по продовольственным товарам – до 85%, по непродовольственным товарам – до 38,1%.

Кроме того, соглашение преду­сматривает «ежегодное увеличение удельного веса продажи товаров» отечественного производства в розничном товарообороте до 2030 г. в размере «не менее 1% от достигнутых значений за 2025 год».

Местная продукция должна быть на виду

Добиться увеличения продаж белорусских товаров планируется путем реализации мер, которые прямо прописаны в подготовленном документе.

В частности, производителям и торговым организациям предлагается организовать распродажи и иные мероприятия, направленные «на продвижение товаров и увеличение объема их реализации».

Производителям рекомендуется поставлять товары на внутренний рынок на условиях (по качеству, ассортименту и ценам) не хуже, чем на экспорт.

Соглашением также предусмотрена выкладка отечественных товаров в торговых объектах «на приоритетных местах» и на торговой площади, размер которой не меньше, чем та, которую занимает импортная продукция.

В приложении к соглашению даже приводятся «основные способы приоритетной выкладки товаров в торговом объекте». Следуя документу, торговля должна выкладывать отечественные товары «на уровне глаз и рук покупателей», не ниже 90–130 см от пола.

Министерства, концерны, производители, субъекты торговли и иные организации, подписавшие соглашение, обязуются его соблюдать. В свою очередь, МАРТ вправе запрашивать у вышеперечисленных организаций сведения об исполнении соглашения.

Позиция бизнеса и потребителей

МАРТ рассчитывает, что перечень коммерческих организаций, которые подпишут соглашение, будет расширяться, и это позволит «дисциплинировать всех участников» рынка, а также выполнить показатели по увеличению доли продаж оте­чественных товаров. Конкретные инструменты, как этого добиться, обсуждались в ходе апрельского семинара в министерстве.

Большая дискуссия возникла по теме условий отгрузки белорусских товаров в торговые организации. Представители региональной торговли акцентировали внимание на том, что производители наибольшие скидки предоставляют крупным ретейлерам, в результате чего страдают продажи отечественных товаров в относительно небольших магазинах. Поэтому представители бизнеса, управляющие относительно небольшими объектами торговли, выступают за то, чтобы поставщики отечественных товаров устанавливали «всем одинаковые цены», отгружая продукцию в магазины.

В свою очередь производители молочной, хлебобулочной продукции, а также импортеры, присутствующие на семинаре, подчеркивали, что для снижения затрат им выгоднее продавать большие партии товара, поэтому они для крупных покупателей (оптовиков, розничных сетей) готовы предоставлять более существенные скидки.

Таким образом, дискуссия показала, что по вопросу ценовых условий реализации отечественных товаров на внутреннем рынке единое мнение на уровне бизнеса отсутствует.  

Комментируя перспективы увеличения доли продаж отечественных товаров, крупный ретейл заявил, что сети совершенно не против продвигать белорусские товары, когда они востребованы покупателями. Однако розница опасается жестких административных мер, которые могут быть применены для увеличения продаж отечественной продукции, и просит «находить менее болезненные пути для решения экономических задач».

Социологические данные говорят о том, что готовность белорусов отдавать предпочтение отечественной продукции зависит далеко не только от инструментов ее продвижения, но и от самого товара. В ходе исследования, проведенного Институтом социологии в 2024 г., 89% респондентов заявили, что отдают предпочтение белорусским продуктам питания. Однако отечественные непродовольственные товары покупатели выбирают отнюдь не всегда. Одежду и обувь белорусского производства предпочитают 40,7% респондентов, белорусскую косметику – 27,3%, стройматериалы – 24,8%, технику – 23,5%, бытовую химию – 16,7%, парфюмерию – 13,8%. Таким образом, в сегменте непродовольственных товаров белорусы чаще отдают предпочтение импортной продукции.

Повлияют ли вышеперечисленные меры по стимулированию продаж отечественных товаров на предпочтения белорусов? Итоги 2025 г. позволят достоверно ответить на этот вопрос.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by