Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №37(2731) от 21.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2221
EUR:
3.5023
RUB:
3.5068
Золото:
248.89
Серебро:
3.07
Платина:
110.33
Палладий:
102.45
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На мораторий надейся, а сам не плошай

Фото: neg.by

На текущей неделе начали приниматься меры для поддержки национальной экономики, ранее анонсированные правительством. Так, Совмин поручил контролирующим и надзорным органам, находящимся в его непосредственном подчинении, минимизировать проверочную нагрузку на субъекты хозяйствования. Но речь идет только о проверках, иные формы контроля и превентивного предупреждения, на которые делают ставку налоговые инспекторы, будут использоваться как и прежде.

Как сообщает пресс-служба правительства, теперь решения о включении в план выборочных проверок и проведении внеплановых проверок будут приниматься лично руководителем контролирующего органа и под его персональную ответственность. Длительность проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней, за исключением контрольных мероприятий, проводимых по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу.

Однако введение ограничения не означает, что в двери компании или гражданина не смогут «постучать». Отдельные аспекты хозяйственной деятельности по-прежнему остаются под плотным контролем правоохранительных органов. Прежде всего это вопрос выявления и пресечения схем уклонения от уплаты налогов, тем более что в проведении контрольных мероприятий налоговые органы все больше и больше делают ставку на превентивно-предупредительные мероприятия.

Например, сообщается, что в 2021 г. налоговыми органами в рамках камерального контроля в адрес 40,5 тыс. субъектов хозяйствования направлены сообщения и уведомления о представлении пояснений о количестве наемных работников, суммах начисленного им подоходного налога, сроках выплаты доходов физическим лицам и запросов о предоставлении иных сведений по вопросу своевременности перечисления в бюджет подоходного налога. В результате уточнения своих данных сумма добровольно уплаченного подоходного налога субъектами хозяйствования составила 12,4 млн руб.

В целом же проводимая налоговыми органами информационно-разъяснительная и контрольно-аналитическая работа позволила за предыдущие 2 года сократить количество коммерческих организаций, выплачивающих заработную плату ниже минимального уровня, более чем в 2 раза. А мероприятия по эффективному администрированию налога обеспечило дополнительные поступления в бюджет в размере 120 млн руб.

По результатам проведения налоговыми органами 954 проверок, как выездных, так и камеральных, предъявлено к уплате в бюджет только подоходного налога на общую сумму почти 14 млн руб. В отношении должностных лиц субъектов хозяйствования, у которых в ходе проверок установлены факты выплаты заработной платы «в конвертах», информация передавалась в органы финансовых расследований Комитета госконтроля, которыми по данным фактам возбуждено 20 уголовных дел. При этом выявляемые факты выплаты заработной платы в конвертах нередко становились сигналом для проверки имущественного положения лиц, причастных к теневому бизнесу.

В прошлом году налоговые органы проанализировали доходы и расходы 21 тыс. граждан. У 8 тыс. физических лиц истребованы декларации о доходах и имуществе. Более трети из них (2,9 тыс. граждан) не смогли подтвердить легальность происхождения своих доходов. В итоге им предъявлено к уплате 12,3 млн руб. подоходного налога.

Следует отметить, что вступившими в силу с 1 января 2022 г. изменениями в НК предусмотрено проведение камеральной проверки соответствия доходов и расходов физического лица без истребования декларации о доходах и имуществе на основании сведений о доходах, расходах и имущественном положении такого лица, что позволит сократить сроки проведения контрольных мероприятий. При этом сохранен механизм истребования у физлица пояснений об источниках доходов в отношении тех доходов, сведения о которых отсутствуют в налоговом органе.

Установлен четкий порядок расчета сумм расходов граждан при отсутствии в налоговых и иных государственных органах документов и сведений об их фактическом размере (например, при строительстве жилых домов без привлечения застройщика, подрядчика). Также теперь налоговые органы имеют право на корректировку налоговой базы в случае установления фактов искажения сведений о полученных доходах, заявленных в качестве источника, или неподтверждения реальности совершения сделок между гражданами (по дарению, передаче средств взаймы и т.п.).

Все эти новации в итоге должны повысить эффективность проводимых контрольных мероприятий в отношении скрываемых от налогообложения доходов физлиц. Иными словами, уклоняться от доначисления налога в случае выявления факта превышения доходов над расходами с использованием каких-то «лазеек» в законодательстве становится все сложнее.

По данным МНС, только в I квартале 2022 г. налоговыми органами республики 8,7 тыс. субъектов хозяйствования получили в свой адрес сообщения и уведомления в рамках камерального контроля. По результатам 19 мониторингов в адрес организаций направлены рекомендации об устранении выявленных нарушений. Как следствие, сумма добровольно уплаченного подоходного налога составила 2,3 млн руб.

Кроме того, проведено 220 проверок, по результатам которых только подоходного налога предъявлено к уплате на общую сумму более 11 млн руб.

***

Не стоит воспринимать решение о минимизации проверочной деятельности слишком серьезно. Если количество проверок и уменьшится, то это не означает, что контроль за деятельностью предприятий ослабнет. Скорее всего, на смену «тяжелым» и ресурсоемким формам инспектирования (таким как проведение проверок) придут более легкие и менее затратные мониторинги и разъяснения. А поэтому завышать ожидания от этих мер поддержки не стоит – задачи, которые стоят перед налоговыми органами, никто не отменял.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by