На авторынке сбылись пессимистичные прогнозы дилеров

В связи с ужесточением денежно-кредитной политики во втором квартале, как и предполагали дилеры, объемы продаж автомобилей стали минусовать.
Как известно, до недавнего времени продажи автомобилей в Беларуси находились на высоком уровне, и в 2024 г. темпы роста реализации транспортных средств оказались самыми высокими за всю историю на белорусском авторынке.
Объемы продаж автомобилей также двузначными цифрами росли и в начале текущего года. Положительный тренд был во многом обусловлен тем, что доступные ставки по кредитам и привлекательные лизинговые продукты позволяли многим гражданам оформить покупку новых автомобилей в салонах официальных дилеров.
Однако, в первом квартале 2025 г. были ужесточены условия выдачи потребительских кредитов и предоставления товаров в лизинг. Национальный банк рекомендовал банкам сконцентрироваться на финансировании бизнеса и прирост портфеля потребительских кредитов ограничить в размере не более 1% в месяц (12% в год).
Кроме того, в первом квартале стал действовать запрет на заключение с физлицами лизинговых договоров с привязкой к курсу инвалюты, что привело к росту стоимости лизинговых продуктов для физлиц. Кроме того, лизинговые компании обязали оценивать показатель долговой нагрузки физических лиц, которые хотят заключить договор. В случае выявления повышенной долговой нагрузки гражданам будет проблематично заключить такой договор.
Учитывая, что многие автомобили продаются либо в лизинг, либо благодаря кредитной поддержке банков, дилеры в первом квартале стали предполагать, что вышеперечисленные ограничения могут отрицательно сказаться на продажах автомобилей, и так оно и случилось.
Статистика за первое полугодие показывает, что продажи выросли на 21,3% по сравнению с первой половиной прошлого года.
«Однако, эта цифра обманчива, так как фактический рост обусловлен продажами первого квартала этого года, а с апреля на автомобильном рынке наблюдается стагнация», — констатировал директор ООО «Лозанж», заместитель председателя правления Автомобильной ассоциации БАА Андрей Ткачев.
Он подтвердил, что наметившаяся тенденция сокращения продаж связана с вышеперечисленными новациями на финансовом рынке (в сфере потребительского кредитования и лизинга).
При этом заместитель председателя правления Автомобильной ассоциации БАА констатировал, что продолжается тенденция к росту рынка электротранспорта и предположил, что такой тренд сохранится.
В свою очередь, правительство сообщило 9 июля, что правительство «внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны».
Документ предполагает переход дилерских компаний, которые ввозят электромобили, «к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей».
Данную меру инициировал ранее белорусский автопром, который считает, что ввозимые в страну электромобили должны соответствовать определенным требованиям, подтверждающих безопасность их эксплуатации.