Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Мы хотим следить за вашими товарами

Система прослеживаемости товаров может быть внедрена в нашей стране уже в 2020 г. Такой новостью поспешили обрадовать белорусский бизнес представители МНС, которое уже подготовило проект указа «О создании системы прослеживаемости товаров» (далее – проект).

В сообщении на Национальном правовом Интернет-портале говорится, что документ должен решить сразу несколько важных для государства задач, и в частности, предотвратить серый им­порт товаров, повысить прозрачность движения товаров на территории Беларуси и за ее пределы, а также способствовать выполнению нашей страной обязательств, заложенных в проекте соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Кроме того, принятие проекта должно содействовать развитию в Беларуси электронного документо­оборота.

В обосновании важности этого документа говорится, что проблема серого рынка остается актуальной для всех участников ЕАЭС. Значительный объем контрафактной продукции наносит большой ущерб их экономикам, легальному бизнесу и здоровью населения. Кроме того, от­дельные государства – члены Союза (какие именно, не сказано, но их и так все знают) при ввозе товаров из-за его пределов применяют пониженные ставки таможенных пош­лин. При дальнейшей их перепродаже в других государствах ЕАЭС эти страны получают дополнительные и совершенно не обоснованные доходы, используя свободу перемещения товаров в пределах Союза.

Механизм прослеживаемости, предусмотренный проектом, вводится для подтверждения законности оборота товаров, перемещаемых во взаимной торговле между государствами – членами ЕАЭС. Его внедрение должно создать условия, исключающие ис­пользование субъектами хозяйствования раз­личных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, вовлечения товаров в нелегальный оборот.

Систему прослеживаемости планируют создавать на базе товарно-­тран­спортных и товарных накладных, оформленных в виде электронных документов. Иначе говоря, чем раньше будет осуществлен переход на электронные накладные, законодательная база для которого создается ускоренными темпами (см. с. 16 этого номера «ЭГ»), тем быстрее будет внедрена эта система, позволяющая следить за перемещением любых товаров в Беларуси и за ее пределы.

Кроме того, в МНС отмечают, что, если наша страна такую систему не внедрит, это может создать проблемы уже с экспортом белорусских товаров в государства ЕАЭС, вплоть до полного его запрета, если страны – торговые партнеры внедрят подобный механизм прослеживаемости в одностороннем порядке. Может быть, оно и так, хотя принятие подобных жестких мер представляется нам маловероятным.

Понять работников налоговых органов (а к ним с радостью присоединятся и таможенники) можно: внедрение такой системы существенно упростит их работу и позволит контролировать любое перемещение товаров. После того, как она начнет действовать, без «всевидящего контролерского ока» у нас, что называется, и мышь не проскочит.

Естественно, у представителей биз­неса, да и у значительной части населения, подобное желание контролировать «все на свете» вызывает плохо скрываемое раздражение. Особенно, если учесть, что внедрять подобную систему, очевидно, будут за счет самих субъектов хозяйствования, как уже было, например, с представлением налоговой и статистической отчетности в электронном виде. Иначе говоря, бизнесу, занимающемуся внешнеэкономической деятельнос­тью, предлагают за свой счет оплатить облегчение работы контролерам.

Проект указа обещают в ближайшее время разместить на Правовом форуме для общественного обсуждения. При этом Совет по развитию предпринимательства (далее – Совет) не стал дожидаться выполнения этого обещания и разместил проект на своем сайте. Правда, как у нас принято, времени на его изучение выделено ничтожно мало – крайний срок внесения замечаний истекает 15 марта т.г.

Однако представители Республиканского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) совмест­но с Республиканским общественным объединением «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (РОО «БНПА») все-таки успели обсудить проект и проинформировали Совет о своих возражениях.

По мнению экспертов этих биз­нес-союзов, увеличение совокупных издержек субъектов хозяйствования в случае принятия проекта в представленном виде трансформируется в рост цен для потребителей. При этом негативный эффект от его внедрения может оказаться сильнее предполагаемого позитивного.

В РСПП и БНПА считают, что не стоит торопиться с подписанием проекта до принятия аналогичных актов у наших соседей по ЕАЭС (особенно в России) и соответствующего решения Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), чтобы не ухудшить положения отечественных предпринимателей. Кроме того, эксперты напомнили, что в Беларуси уже существует и эффективно действует система элек­тронного документооборота элек­тронных счетов-фактур.

Также они обращают внимание на то, что в проекте не продуман механизм ограничения цен операторов системы прослеживаемости (а вы думали, они будут бесплатно работать, да еще являясь монополистами?), а также их последующей индексации. Бизнес-союзы считают, что рост тарифов должен быть ограничен уровнем потребительской ин­фляции в стране.

От себя добавим, что «бежать впереди паровоза» – занятие весьма опасное или, как минимум, бесперспективное. Пока не внедрены аналогичные системы в России и Казахстане, а еще лучше – на уровне ЕЭК, нам стоит спрятать свой вариант куда подальше и уж тем более не «высовываться» с ним на наднациональный уровень. А то себе дороже будет.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений