Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Кадры
30.04.2019 5 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №32 (2233) от 30.04.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Мужчины и женщины: кто кем руководит на самом деле

Фото: Getty Images

В офисе Республиканской конфедерации предпринимательства состоялась презентация исследования по теме «Гендерная сбалансированность региональной экономики Беларуси». Из этого документа видно, что женщин много в отделах экономики госучреждений, но не на командных должностях в самой экономике.

Ни для кого не секрет, что в белорусском бизнесе женщины не слишком часто занимают топовые позиции. А сколько дам в органах гос­управления, которые принимают важ­ные для предприятий и всей экономики страны или региона решения?

На уровне высшего руководства, в столице и в областных городах в органах госуправления происходят явные перемены к лучшему в положении и роли там слабого пола. Этот вопрос периодически обсуждается на различных совещаниях, семинарах, конференциях.

А что же уровнем ниже, в регионах? Как оказалось, ничего. Что доказало и проведенное исследование. Гендерный баланс в экономике района? Нет, не слышали…

В ходе исследования были получены данные по 109 районам Беларуси (из 118).

Как оказалось, в целом по стране женщин действительно в бизнесе мало. Но есть регионы, где предпринимательская инициатива прекрасного пола очень сильна. Правда, это пока скорее исключение, нежели правило.

Как следствие – в экономике Беларуси наметился явный гендерный дисбаланс, как среди тех, кто занимается бизнесом, так и среди тех, кто этот бизнес регулирует. И особенно заметен он в небольших городах.

Зато в региональных отделах экономики ситуация прямо противоположная.

Похоже, женщины составляют подавляющую часть госаппарата, от­ветственного за экономическую политику в регионах.

В Брестской области только в двух районах – Ивановском и Ивацевичском – нет мужчин в «экономическом крыле» региональной вертикали. Если добавить сюда Барановичи, где из 11 сотрудников мужчин – ноль, – самый настоящий матриархат.

Только в 6 районах отделы полностью укомплектованы с примерным паритетом. С другой стороны, среди руководителей коммерческих организаций Брестской области женщины составляют 24,7%.

В Витебской области в отделах экономики 12 районов (всего 21) вообще нет мужчин. Приблизительно такая же картина в Минской области (в 10 райисполкомах из 22 в отделах экономики отсутствуют представители сильного пола).

Исключением для Беларуси оказался Хойникский район Гомельской области, где среди руководителей коммерческих организаций всех форм собственности 40% женщин и 60% мужчин; среди директоров частных компаний 26,8% женщин и 73,2% мужчин; среди руководителей государственных организаций 56,7% женщин и 43,3% мужчин; зато в отделе экономики райисполкома – 83% женщин и 17% мужчин.

При том, что само исследование не отвечает на некоторые важные вопросы (к примеру, в нем напрочь отсутствует возрастной срез), повод задуматься оно дает.

Некоторые цитаты из документа удручают. Региональные реалии вы­глядят неожиданно сурово: «Мужчины не выдержат здесь (в отделе экономики райисполкома), так как много приходится ездить на сельхозработы». С другой стороны: «Женщины не любят сельхозработы (а кто их любит?!), отказываясь от них под любым предлогом (от больничных по уходу за детьми до беременностей)».

Это была цитата из информационного блока исследования про «ген­дерные предубеждения как со стороны мужчин, так и со стороны женщин».

Для сравнения приведем несколько примеров из практики зарубежных стран в части соблюдения здорового и справедливого баланса.

В США к госзакупкам не допускаются компании, в руководстве которых отсутствуют женщины; гранты также не выделяются тем компаниям, которыми управляют сплошь мужчины.

В Японии на острове Кюсю (иногда его называют «силиконовым» из-за огромного количества предприятий микроэлектроники), если в школе учителей-мужчин менее 60%, она закрывается.

Как показывает практика, белорусские чиновники славятся своей исполнительностью. Но есть ли в нашей стране хоть какие-нибудь законодательные нормы, обязывающие со­блюдать гендерный баланс на всех уровнях общества? Нет! Вот если будут, тогда чиновники, в силу своей исполнительности, однозначно эти нормы учтут. И в региональных отделах экономики наконец-то появятся мужчины (особенно, если для их сотрудников отменят сельхозработы).

Логика тут проста: наше общество состоит из мужчин и женщин, доля которых приблизительно одинакова; бизнес (частный либо государственный) является частью общества; органы госуправления регулируют деятельность и общества, и бизнеса. Соответственно, для сбалансированного развития общества необходимо соблюдать равновесие полов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by