Мужчина, женщина и деньги: — зарплата зависит от работы и пола
Проблема дискриминации женщин по профессиональному признаку на рынке труда и разрыва в заработной плате мужчин и женщин сохраняется, несмотря на наметившийся прогресс, говорится в восьмом периодическом докладе о выполнении положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, представленном Беларусью в ООН в 2016 г. Эксперты организации изучили вопрос и в феврале 2017 г. предложили свои рекомендации.
Согласно ст. 42 Конституции Беларуси женщины и мужчины имеют право на равное вознаграждение за труд одинаковой ценности. В национальном законодательстве установлены равные подходы к системе оплаты труда, которая в целом не содержит дискриминационных норм по отношению к женщинам. Формы и система оплаты труда работников в соответствии с национальным законодательством также формируются независимо от пола работника. Женщины при наличии одинакового уровня квалификации с мужчинами имеют право на выполнение одинаковой работы с такой же оплатой труда при прочих равных условиях.
В докладе сказано, что в последние годы наметилась тенденция к сокращению разницы в зарплатах мужчин и женщин. Так, если в 2013 г. отношение номинальной начисленной среднемесячной зарплаты женщин к зарплате мужчин по Беларуси составило 74,5%, то в 2014 г. – 76,6%, а в 2015 г. – 76,2%. Разрыв в уровне зарплат сегодня – 24%.
Сложившийся на практике гендерный разрыв между уровнем оплаты труда женщин и мужчин объясняется прежде всего массовым присутствием мужчин в промышленности, строительстве, транспорте и связи, где предполагаются вредные и опасные условия труда, высокая напряженность труда и в связи с этим более высокая оплата.
В Беларуси действует Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, в нем 182 позиции (до 2014 г. – 252). Ограничения направлены в первую очередь на сохранение жизни и здоровья женщин, считают его составители. Вместе с тем условия труда работника определяются не наименованием его профессии или должности, а зависят от технологического процесса, оборудования и организации труда на конкретном рабочем месте. Запрещающая норма действует только в случае отнесения работ к вредным или опасным. Женщины могут быть привлечены к работам по управлению автодорожными строительными, железнодорожно-строительными и общестроительными машинами, железнодорожным транспортом, предназначенным для перевозки пассажиров, грузов, багажа, и их техническому обслуживанию при условии, что результатами аттестации рабочих мест по условиям труда на них не подтверждены вредные и (или) опасные условия труда.
Сократить, запретить и изменить
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (ООН) отметил сохранение сегрегации женщин в сфере занятости, включая значительный гендерный разрыв в размере заработной платы во многих видах экономической деятельности.
Ограничительный перечень профессий в ООН считают слишком объемным, а аргумент об охране репродуктивного здоровья женщин – неубедительным. Сомнения вызывает способность работодателей обеспечить достаточно безопасные условия труда в соответствии с исключениями из предусмотренного законодательством перечня.
Не согласны в ООН и с методикой проведения собеседований при приеме на работу, в ходе которых женщин часто спрашивают об их семейном положении и родительском статусе.
В Комитете критически отнеслись к введению в 2015 г. Декретом № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» национального сбора с безработных лиц для обеспечения их участия в финансировании государственных расходов, которым облагаются неработающие родители, если они воспитывают детей старше 7 лет. Это в несоразмерно более высокой степени затрагивает женщин, поскольку они гораздо больше участвуют в воспитании детей и выполнении домашних обязанностей, отмечено в замечаниях по докладу.
Комитет по ликвидации дискриминации рекомендует:
– пересмотреть ограничительный список профессий и оставить в нем лишь те ограничения, которые абсолютно необходимы для охраны материнства в строгом смысле этого понятия, а также поощрять и упрощать трудоустройство женщин в ранее запрещенных областях профессиональной деятельности путем принятия временных специальных мер;
– внести необходимые изменения в законодательство, чтобы запретить вопросы о семейном положении и родительском статусе в ходе проведения собеседований при принятии на работу;
– незамедлительно принять законодательные поправки для обеспечения того, чтобы налоговые обязательства, введенные Декретом № 3, не распространялись на неработающих родителей, которые воспитывают детей.