$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

МУЗЕЙ НАПИШЕТ БИЗНЕС-ПЛАН...

08.04.2011

Отечественные музеи должны финансироваться не только за счет бюджета, средств учредителей и пожертвований, но и зарабатывать сами. Такую норму содержит новая редакция законопроекта «О музеях и музейном фонде», принятого Палатой представителей в первом чтении. Однако администрация этих учреждений в штыки встречает предложения о коммерциализации своей работы.

Понятно, что о полной самоокупаемости речь не идет — без помощи государства музеям не выжить. Депутаты, работающие в постоянной комиссии, в ходе подготовки законопроекта много спорили об источниках их финансирования. Если на Западе такие учреждения содержатся прежде всего за счет взносов частных лиц (до 85%), а помощь со стороны государства обычно не достигает и 5%, то, например, в бюджете нашего Национального исторического музея почти 85% составляют казенные деньги, около 15% — внебюджетные доходы, и доли процента — спонсорская помощь. Думаю, отечественные музеи также должны и имеют возможность активнее искать новые источники доходов, в т.ч. за счет проведения экскурсий, выставок, фестивалей, от изготовления и продажи печатной, сувенирной и иной продукции, организации музейно-театральных представлений.

К сожалению, некоторые руководители привычно жалуются на скудность финансирования и яростно отвергают призывы постепенно включаться в рыночную экономику. Но говорить, что «желтый дьявол» убивает культуру, в данном случае не совсем корректно. Ведь чем больше музей стремится зарабатывать, тем больше он открывается людям и начинает выполнять действительно культурно-просветительскую миссию. То есть он перестает быть учреждением, занимающимся лишь хранением, комплектованием и изучением коллекций. Эта закрытость уже привела к тому, что около 90% экспонатов из запасников посетители никогда не видели.

В законопроекте не указана доля финансирования музеев за счет госбюджета и коммерческой деятельности. Задавать одинаковые параметры разным учреждениям, имеющим различные фонды и местонахождение, неразумно. Естественно, что у любой выставки в столице больше шансов на успех, а следовательно, и на получение выручки за счет продажи билетов, чем в райцентре.

Стремление чиновников «спустить» каждой организации культуры прогнозные показатели и жестко требовать их выполнения — неразумно. Депутаты надеялись, что законопроект, внесенный в парламент правительством, решит для государственных музеев проблему установления нормативов по осуществлению деятельности, приносящей доход, а также нормативов получения доходов из дополнительных источников финансирования. Но если ранее такие показатели определялись Совмином на основании прогноза социально-экономического развития страны на следующий год, то в этом году согласно Указу Президента от 19.11.2010 № 596 они не устанавливаются. Как будет дальше — пока не ясно. В идеале органы управления культуры должны самостоятельно определять целесообразность доведения таких планов библиотекам, кинотеатрам, домам культуры, музеям и то лишь до тех пор, пока они финансируются из госбюджета. Сейчас наша парламентская комиссия работает над законопроектом о внесении изменений в Закон «О культуре», чтобы решить «нормативную» проблему для всех учреждений отрасли.

При этом следует подумать, чем привлечь посетителей. Опыт показывает, что большой популярностью пользуются выставки, организованные совместно с европейскими музеями. Но здесь до недавнего времени существовал правовой пробел, сводящий на нет всю предварительную организаторскую работу. Зарубежные партнеры справедливо требуют государственных гарантий по обеспечению хранения и своевременного возврата культурных ценностей на родину. В нашем законодательстве этот момент не урегулирован. В итоге не раз срывались масштабные выставочные проекты, например, минчане так и не смогли увидеть произведения Сальвадора Дали. Теперь соответствующая норма появится. Со вступлением закона в силу Министерство культуры РБ при организации международных музейных выставок сможет выдавать иностранным музеям такие гарантии.

Необходимо расширять спектр оказываемых посетителям услуг. Ведь не секрет, что в белорусских музеях сложно купить сувениры, даже обычную открытку или значок. А уж с надписями хотя бы на двух языках, включая английский, — и вовсе немыслимо. Правда, специалисты утверждают, что для того, чтобы наладить массовый выпуск и успешную реализацию альбомов, каталогов и другой печатной продукции, необходимо пересмотреть налоги, которые сегодня отбивают всякую охоту заниматься издательской деятельностью. Депутаты изучают эту проблему и будут предлагать изменения в налоговое законодательство.

Что касается регулирования музейного дела в целом, то, думаю, закон позволит навести порядок в данной сфере. Необходимо пересчитать все экспонаты — а их в республике около 3 млн. — и каждый поставить на учет. Специалисты утверждают, что только для их описания (по 24 позициям на 3 языках) понадобилось бы около 150 лет. Поэтому планируется создать государственный каталог лишь особо значимых музейных предметов, имеющих статус историко-культурных ценностей или существующих в одном экземпляре (ограниченном количестве). В каталог, содержащий цифровое изображение каждого предмета, обязательно будут включены коллекции драгоценных металлов, иконы, предметы нумизматики, картины, рукописи, оружие и др. Под этот проект в госпрограмме развития культуры уже предусмотрено финансирование около 2 млрд. Br.

Создание каталога не означает, что иные менее ценные вещи не будут учтены и музейные работники смогут распоряжаться ими по своему усмотрению. Эти предметы также возьмут на учет, но описание их будет не таким подробным. Кроме того, будет создан единый реестр музеев. Ведь, как это ни странно, но точным их подсчетом в последние годы никто не занимался, поэтому у нас нет достоверных сведений ни об экспонатах, ни о числе музеев.

Не будет отменен «бесплатный» день для посетителей (обычно это один день в месяц), хотя директора музеев и просили исключить его на законодательном уровне. Депутаты считают, что такая норма ущемила бы интересы детей из малообеспеченных семей, пенсионеров, студентов, школьников. Кстати, в мире широко распространена замена в этот день полностью бесплатного посещения оплатой по формуле «кто сколько может». При этом поступления в кассу практически не снижаются. Наше законодательство также не препятствует заимствованию подобной практики.

Законопроект «О музеях и музейном фонде» включен в повестку дня весенней сессии Палаты представителей для рассмотрения во втором чтении.

Владимир ЗДАНОВИЧ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научнотехническому прогрессу