Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9743
EUR:
3.4663
RUB:
3.696
BTC:
112,519.00 $
Золото:
319.84
Серебро:
3.55
Платина:
127.95
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Можно ли работать без главного бухгалтера

В штатном расписании ООО отсутствует единица главного бухгалтера, однако есть единица бухгалтера.

Какие последствия это может повлечь для организации? Предусмотрена ли за это административная ответственность?

Н. Бутько

Согласно п. 1 ст. 7 Закона 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон), руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

– создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

– возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;

– передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю (ИП), оказывающим услуги по ведению бух­учета и составлению отчетности.

Руководитель микроорганизации, товарищества собственников, об­щественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухучет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п. 3 ст. 8 Закона (п. 2 ст. 7 Закона).

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляют глав­ный бухгалтер организации, руководитель организации; в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона, – организация или ИП, оказывающие услуги по ведению бухучета и составлению отчетности (п. 1 ст. 8 Закона).

Таким образом, в штатном расписании ООО может отсутствовать должность главного бухгалтера, если ведение учета и составление отчетности:

1) передано по договору организации или ИП, оказывающим соответствующие услуги;

2) осуществляет руководитель ООО–микроорганизации, соответствующий требованиям п. 3 ст. 8 Закона.

Справочно: микроорганизации – зарегистрированные в РБ коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (ст. 3 Закона от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»).

В других случаях ведение бухгалтерского учета и (или) руководство им, составление отчетности возлагается на главного бухгалтера, должность которого должна быть включена в штатное расписание. Отсутствие главного бухгалтера в организации является нарушением законодательства. Вместе с тем КоАП не предусматривает за это административной ответственности.

Отметим, что, в соответствии с законодательными актами РБ, отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (п. 2 ст. 2 Закона).

Так, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, соответствующие требованиям, установленным п. 1 ст. 333 НК, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 333 НК, вправе с начала налогового периода вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН. Соответственно, поскольку такими организациями бухучет не ведется и отчетность не составляется, требования ст.ст. 7–8 Закона на них не распространяются. Они вправе не иметь в штатном расписании единицы главного бухгалтера, а ведение учета в книге учета доходов и расходов поручить бухгалтеру.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by