$

2.0508 руб.

2.3366 руб.

Р (100)

3.0610 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

-0.20%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

236.98 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Маркетинг

Можно ли использовать в рекламе кадры из фильмов?

20.07.2018

Основной целью рекламы является стимулирование сбыта и привлечение внимания клиента к рекламируемым товарам, работам и услугам. В связи с этим рекламные материалы часто включают визуальные, аудио или текстовые элементы, призванные кратко и в запоминающейся форме ознакомить потребителя с рекламируемым объектом.

Такими элементами могут быть в т.ч. фотографии или кадры из фильма. Однако не все представляют, что размещение подобных материалов в рекламе следует производить с соблюдением авторских и смежных прав на них. При этом рекламодатель и рекламопроизводитель обязаны предоставлять рекламораспространителю копии документов, подтверждающих принадлежность им прав на использование объектов авторского или смежных прав, с предъявлением оригиналов (п. 6 ст. 27 Закона от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе», далее – Закон о рекламе).

По общему правилу объектом ав­торского права являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения (в материальной, устной, электронной, цифровой и т.п. форме) (п.п. 1 и 2 ст. 6 Закона от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах», далее – Закон об авторском праве).

Часть произведения (включая его название) является объектом авторского права, если она:

– является результатом творческой деятельности и выражена в объективной форме;

– может использоваться самостоятельно (п. 3 ст. 6 Закона об авторском праве).

Рассмотрим, требует ли использование в рекламном объявлении кадра из фильма документального оформления соблюдения рекламодателем и рекламопроизводителем авторских прав на этот кадр?

В целом, фильм представляет собой аудиовизуальное произведение, т.е. произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (абз. 3 ст. 4 Закона об авторских правах).

К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), выраженные средствами, аналогичными кинематографии, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Кадр из фильма является частью аудиовизуального произведения, выраженной в объективной форме и используемой самостоятельно. Соответственно, предоставление правовой охраны этой части зависит от признания ее результатом творческой деятельности.

Наличие творческой составляющей в кадре фильма, изображающем природные пейзажи, явления, здания и т.п., может быть под вопросом при рассмотрении спора судом, т.к. авторское право не распространяется на собственно факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении (п. 2 ст. 7 Закона об авторском праве). Однако кадр, содержащий сцену из фильма с участием актеров в соответствующих сюжету костюмах и обстановке, является результатом творческой деятельности лиц, участвовавших в создании фильма. Поэтому такой кадр, безусловно, может представлять собой самостоятельный объект авторских прав и подлежать правовой охране.

Авторами аудиовизуального произведения являются в т.ч. режиссер-постановщик, автор сценария, оператор-постановщик, художник-постановщик. Однако право разрешать или запрещать использование аудиовизуального произведения принадлежат производителю аудиовизуального произведения (п.п. 1 и 2 ст. 12 Закона об авторском праве).

Если речь идет об аудиовизуальном произведении иностранного производства, то согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1986 г. определение лиц – владельцев авторского права на кинематографическое произведение осуществляется согласно законодательству страны, в которой истребуется охрана.

Авторы произведений, в т.ч. аудиовизуальных, имеют право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения (п.п. 2, 3 ст. 16 Закона об авторском праве), в т.ч. за воспроизведение произведения, распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности.

При этом срок действия исключительного права на произведение действует в течение жизни автора и 50 лет после его смерти, а исключительного права на произведение, созданного в соавторстве, – в течение жизни и 50 лет после смерти автора, пережившего других соавторов (п.п. 2 и 4 ст. 20 Закона об авторском праве).

Таким образом, использование в рекламных материалах кадра из аудиовизуального произведения без согласия его авторов и выплаты вознаграждения может обернуться для рекламопроизводителя и рекламодателя незаконным использованием объекта авторских прав, в связи с чем автор или иной правообладатель вправе требовать в т.ч. возмещения убытков либо выплаты компенсации в размере от 10 до 50 тысяч базовых величин, определяемом судом с учетом характера нарушения (п. 2 ст. 56 Закона об авторском праве).

Кроме того, следует также помнить об общих требованиях к рекламе: размещаемая (распространяемая) на территории Беларуси реклама произведенных на этой территории товаров (работ, услуг) должна изготавливаться только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь. Правда, что в проекте изменений в Закон о рекламе, который не так давно был размещен для общественного обсуждения, первое из указанных ограничений планируется исключить.

Автор публикации: Светлана ЕРОШИНА, юрист