Может ли председатель товарищества одновременно быть его главбухом
Можно ли председателю товарищества собственников совмещать работу главного бухгалтера или исполнять обязанности на время отсутствия главного бухгалтера?
Руководитель товарищества собственников вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если он отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п. 3 ст. 8 Закона 12.07.2013 № 57-З«О бухгалтерском учете и отчетности».
Так, на должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Нацбанка) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:
– наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;
– отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
Квалификационные требования должности «Главный бухгалтер» содержатся в выпуске 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности», утв. постановлением Минтруда от 30.12.1999 № 159.
Главный бухгалтер (за исключением общественно значимой организации) должен иметь:
– высшее образование по специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия» или среднее специальное образование по специальностям 2-25 01 31 «Финансы», 2-25 01 32 «Банковское дело», 2-25 01 34 «Страховое дело», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»;
– стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, не менее 3 лет.
Оформление обязанностей
Предположим, что образование и стаж позволяют председателю товарищества работать главным бухгалтером.
Согласно ст. 67 ТК работнику, выполняющему у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются нанимателем по соглашению с работником (ч. 2 ст. 67 ТК).
Отступление: для бюджетных организаций размер таких доплат определен постановлением Минтруда от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций».
Установление размеров доплат в коммерческих организациях относится к компетенции нанимателя и определяется локальными нормативными правовыми актами.