Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Торговля. Общепит
17.06.2016 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Монопольный контроль антимонопольной политики

В сентябре Минторг превратится в Министерство антимонопольного регулирования и торговли. О широте его новых полномочий, данных Указом от 3.06.2016 № 188, и разнообразии приоритетов рассказал на пресс-коференции министр торговли Владимир КОЛТОВИЧ.

Главной причиной реорганизации министерства его глава назвал стремление государства к либерализации,  готовность к построению рыночной экономики и проведению эффективной конкурентной политики. Все это плохо сочеталось с системой подчиненности управлений антимонопольной и ценовой политики местным исполкомам, не позволяло обеспечивать независимость принятия решений. К тому же такая структура не отвечала требованиям интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.

Новое министерство, по замыслу авторов «ребрендинга», эти недостатки преодолеет. В его штате будет числиться 228 сотрудников, а структура разделится на 3 основных блока.

ПЕРВЫЙ из них займется антимонопольной политикой. Для этого областные управления выводятся из двойного подчинения и объединяются с торговыми инспекциями. Получится мощный контрольно-надзорный орган, в сфере интересов которого будут как антидемпинговые расследования и выявление недобросовестной конкуренции среди субъектов хозяйствования, так и контроль деятельности торговли, общепита и бытуслуг. Воз­можности проведения тематических и плановых проверок существенно расширяются. Смяг­чить эффект этой новости В.Колтович попытался, рассказав, что Минторг приказом от 11.05.2016 № 39 скорректировал порядок организации и проведении проверок торговых инспекций. В частности, с 13 до 9 сокращено число оснований для приостановки работы объектов торговли и общепита, возобновить работу после приостановления можно будет без проведения контрольной проверки. Введена балльная система оценки нарушения законодательства, предусмотрено применение понижающих коэффициентов, в зависимости от степени тяжести, последствий, площади и места нахождения торгового объекта. Предполагается, что такой подход заставит поверяющих принимать аде­кватные решения, пользуясь санкциями, данными Указом № 567.

«Чем тяжелее время, тем мень­ше проверок должно быть, – считает В.Колтович. – Тем щепетильнее и точнее должен быть мониторинг ситуации».

Несомненно, такая идеология контроля облегчит положение проверяемых. Кстати, за 5 месяцев т.г. Минторгом были проверены 1711 объектов. Это лишь небольшая часть из 64 тыс. торговых объектов, 12 тыс. точек общепита, около 20 тыс. – бытового обслуживания. За январь–май направлено в суды 2180 протоколов, сумма штрафов превысила 8,4 млрд. Br. Основные нарушения: реализация товаров с истекшим сроком годности, недовложениями и недовесом, с перебитой информацией, формирование цен и наценок.

ВТОРОЙ БЛОК – это функции, которые сегодня выполняет Минторг. Здесь, помимо нетарифного регулирования и выдачи лицензий, важное место занимает регулирование государственных закупок и разрешение конфликтов в этой сфере. Только в I квартале соответствующим управлением рассмотрена 651 процедура госзакупок: по 101 выявлены нарушения законодательства, грозившие неэффективным использованием бюджетных средств; рассмотрены 147 жалоб на незаконные действия заказчика. В 64 случаях Минторг предписал провести повторные процедуры, по 26 – отменены решения комиссий заказчиков.

Другое направление этого блока – защита прав потребителей и контроль над рекламной деятельностью. Например, в прошлом году Минторг рас­смотрел более 9,5 тыс. обращений, из которых 46% касались торговли, а остальные – ЖКХ, бытуслуг и т.п. Была оказана бесплатная помощь в составлении 128 исков, взыскано 537 млн. штрафов, составлено 1052 протокола, выдано 495 предписаний организациям и ИП – нарушителям прав потребителей. Пострадавшим в досудебном порядке возвращено более 1 млрд. Br.

ТРЕТИЙ БЛОК компетенции нового министерства – регулирование потребительского рынка. С включением в структуру Минторга департамента ценовой политики Минэкономики у ведомства появятся новые рычаги ценового регулирования. «В стране существует достаточная конкурентная среда, позволяющая продавать товар, не завышая цену», – считает В.Колтович. По его мнению, конкуренция – «благодатный инструмент», обеспечивающий «нор­мальное свободное ценообразование, отражающее уровень развития экономики». Но она может привести к монополистическим проявлениям, с которыми министерство намерено бороться, создавая эффективную конкурентную политику.

УКРЕПИТЬ правовую базу этой политики должна новая редакция Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В нем появятся новые инструменты борьбы с монополизмом, уточнен ряд терминов. В частности, планируется модифицировать понятие доминирующего положения на рынке, снижен порог его определения. Так, если сейчас доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, если совокупная доля двух из них, имеющих наибольшие доли на товарном рынке, составляет 54% и более, или у трех –78% и более, или 4-х – 95%, то в новом законе ставятся критерии для 3-х субъектов – свыше 50%, пяти – 70%. Остается увидеть, как новые антимонопольные органы воспользуются таким инструментом, в т.ч. в отношении холдингов.

В новом законе уточнены понятия монопольно высоких и низких цен, вводятся признаки ограничения конкуренции. Появится статья, посвященная определению монопсонии (т.е. ситуации, когда одно или несколько лиц, пользуясь своим доминирующим положением, могут диктовать условия продавцам, сбивая цены) и борьбе с этим явлением. Будут расширены нормы противодействия монополистической деятельности и усовершенствовано развитие института защиты от недобросовестной конкуренции. Кон­кретизируется запрет на антиконкурентные акты и действия, ограничивающие конкуренцию, соглашения, согласованные действия госорганов. В.Колтович пообещал, что новый закон будет способствовать обеспечению конкурентного доступа к материальным, сырьевым ресурсам, а также пресечению попыток сговора при проведении тендеров. При этом антимонопольные требования будут распространяться на закупки за счет как бюджетных, так и собственных средств.

Такие подходы к антимонопольному регулированию могут открыть новый этап в противостоянии промышленности и торговых сетей. Последние, по мнению министра, объективно заняли место, которое раньше занимали производители: они имеют решающее воздействие на любой рынок, на который приходят. Это даже не война: «просто приходят торговые сети и убивают всю промышленность», резко определил ситуацию В.Колтович.

Орудием «убийства» часто служат бонусы. По данным Минторга, около 38% всех расходов крупные сети оплачивают за счет поступивших бонусов. При этом 93% случаев таких платежей приходится на иностранные компании. Причем доходит до 55% объема поставки. По сути, это субсидирование импорта, полагают в министерстве, существенно влияющее на цены и, следовательно, условия конкуренции.

Например, торговая сеть выпускает в России бытовую химию и размещает ее на своих полках по цeне, с которой не могут состязаться белорусские производители. Управу на конкурента они ищут в Минторге. Установить в подобных случаях недобросовестность сло­жно, признал В.Колтович. Приходится конфликтовать с пред­приятиями, которые не устроит принятое решение.

Заметим, что в таких ситуациях возможны и другие пути. Скажем, ограничить влияние «есте­ственных» монополий, снизить налоговую нагрузку и издержки, связанные с административными барьерами. Некоторые из этих инструментов вполне вписываются в компетенцию нового антимонопольного органа.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by