$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Недвижимость

Молодые семьи

18.05.2007
Мы молодая семья (мне — 27 лет, мужу — 32), живем с родителями мужа в квартире, где обеспеченность общей площадью превышает 15 кв. м на одного члена семьи. Примут ли нас на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
АЛЕЙНИКОВЫ, г. Барановичи

В соответствии с подпунктом 3.1.11 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утв. Указом главы государства от 29.11.2005 № 565) теми, кто имеет нуждаемость в улучшении жилищных условий, признаются граждане, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет отдельной квартиры.

При решении вопроса о постановке на квартирный учет указанных лиц данная норма применяется независимо от возраста мужа и жены и уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения по месту их проживания вместе с родителями или другими членами семьи. Семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по постоянному месту жительства, а также по месту работы (службы) каждого ее члена.

Мы молодая семья, живем и работаем на селе, состоим на квартирном учете. В связи с семейными обстоятельствами решили переехать на жительство в город и купить там квартиру. Попросили для этого субсидию, но получили отказ. Как решаются такие вопросы в соответствии с законодательством? Галина РОСТИК, Дрогичинский р-н

По действующему законодательству субсидия предоставляется в порядке очередности, установленной исходя из времени принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Местные исполнительные и распорядительные органы и организации имеют право предоставлять субсидии вне очереди: инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним в установленном порядке лицам; гражданам, выполнявшим воинский либо служебный долг в Афганистане или других странах, где велись боевые действия (воинам-интернационалистам); гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, и некоторым другим льготным категориям граждан.

Основанием для рассмотрения вопроса о возможности предоставления субсидии гражданину является его заявление на имя председателя местного исполнительного или распорядительного органа, руководителя организации, в которых гражданин состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Одновременно с заявлением в службу субсидирования необходимо представить сведения о совокупном доходе и об имущественном положении заявителя и членов его семьи, улучшающих вместе с ним жилищные условия. Такой порядок закреплен Положением об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения (утв. постановлением Совмина от 20.12.2000 № 1955).

Согласно этому Положению право на получение субсидии в установленном порядке имеют граждане, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превосходит двукратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек (с 1 мая 2007 г. МПБ установлен в размере 275 600 руб.) и располагающие заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает стоимости квартиры типовых потребительских качеств.

Гражданам, желающим построить или приобрести с использованием субсидии жилые помещения в населенном пункте не по месту нахождения их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, размер субсидии исчисляется исходя из установленного в населенном пункте, где строится или приобретается жилое помещение, предельного норматива стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов, строящихся с использованием государственной поддержки, но не выше установленного в населенном пункте по месту предоставления субсидии предельного норматива стоимости строительства 1 кв. метра.

Споры, возникающие при предоставлении субсидии, рассматриваются вышестоящим местным исполнительным и распорядительным органом либо судом в установленном законодательством порядке.

Может ли семья, состоящая из супругов и двух несовершеннолетних детей, обеспеченная общей площадью в двухкомнатной квартире выше уровня «учетной нормы», но менее 12 кв. м жилой площади на одного члена семьи, получить льготный кредит на улучшение жилищных условий?

Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утв. Указом от 29.11.2005 № 565) не предусмотрено такое основание для постановки на квартирный учет, как обеспеченность жилой площадью менее 12 кв. м на одного человека (такая норма действовала по Жилищному кодексу Белорусской ССР до 1 июля 1999 г.). Поэтому льготный кредит для улучшения жилищных условий в Беларусбанке данная семья получить не может.

Вместе с тем п. 6 указанного Положения предусмотрено, что организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом) в коллективных договорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий. К таким основаниям может быть отнесено и некоторое превышение установленной «учетной нормы», а также то, что в семье, занимающей двухкомнатную квартиру, имеются несовершеннолетние дети. Улучшение жилищных условий таких работников осуществляется только по месту их работы.

При постановке на квартирный учет указанные работники могут претендовать на получение ссуды по месту работы для улучшения жилищных условий, а также на получение нельготных кредитов на условиях, определяемых банками.

Наша семья (я, муж и несовершеннолетний ребенок) живет в однокомнатной квартире мужа, которую ему купили родители до того, как он женился. Сейчас мы намерены улучшить жилищные условия, и мои родители согласны помочь построить двухкомнатную квартиру, но с оформлением в мою собственность.
Сможет ли муж претендовать на долю собственности в новой квартире?

Согласно ст. 23 Кодекса о браке и семье имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из них оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, если иное не предусмотрено брачным договором.

Не является общей совместной собственностью супругов, в частности, имущество, которое принадлежало каждому из супругов до вступления в брак и полученное одним из супругов в дар или в порядке наследования.

В случае возникновения сомнений в возможности предоставления доказательств, исключающих принадлежность имущества, приобретенного в период брака, к общей совместной собственности супругов, они вправе заключить брачный договор.

В соответствии со ст. 13 Кодекса о браке и семье супруги могут заключить брачный договор, в котором будет определено их совместное имущество и имущество каждого из супругов, а также порядок раздела совместного имущества в случае расторжения брака.

Супруги могут заключить брачный договор в любое время и в определенном ими объеме соглашений. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Мы молодая семья из трех человек, живем в собственной однокомнатной квартире и состоим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В этом году планируем продать свою однокомнатную квартиру и купить дом с земельным участком.
Говорят, что для продажи квартиры необходимо иметь разрешение органов опеки, так как у нас несовершеннолетний ребенок. А какими нормами руководствуются органы опеки при рассмотрении подобных вопросов? Могут ли они не разрешить продажу имеющейся квартиры?

Действительно, в соответствии со ст. 123 Жилищного кодекса РБ отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства.

Постановлением Министерства образования от 22.12.2005 № 121 подготовка проектов решений местных исполнительных и распорядительных органов о даче согласия на совершение сделок отчуждения, залога и обмена жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, возложена на управления (отделы) образования.

Последние в каждом конкретном случае определяют, отвечает ли сделка правам и законным интересам несовершеннолетнего, ее последствия для несовершеннолетнего (где, на каких правах и условиях будет проживать ребенок после отчуждения жилья, чем будут отличаться условия проживания несовершеннолетнего от настоящих). Анализируется также информация (копии документов со всеми характеристиками жилого помещения) о приобретаемом жилом помещении взамен отчуждаемого и учитываются другие обстоятельства, относящиеся к совершаемой сделке.

Если при подготовке проекта решения будет установлено, что сделка ущемляет права и законные интересы несовершеннолетнего ребенка (жилое помещение в отличие от занимаемого им не соответствует санитарным и техническим требованиям, не благоустроено, непригодно для проживания; приобретаемое жилое помещение является аварийным, подлежит сносу или переоборудованию в нежилое, грозит обвалом; дом, в котором находится приобретаемое жилье, подлежит капитальному ремонту с перепланировкой этого жилья; сделка носит корыстный или фиктивный характер и т. д.), управление (отдел) образования составляет проект решения об отказе в согласии (предварительном разрешении) на продажу жилого помещения с указанием мотивов отказа.

Отказ в даче согласия на отчуждение, залог или обмен жилого помещения может быть обжалован в установленном порядке.

Виктор СМОЛЯК