Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
USD:
2.9775
EUR:
3.4179
RUB:
3.683
BTC:
103,850.00 $
Золото:
378.23
Серебро:
4.57
Платина:
147.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Модные тренды ТЦО из ближнего зарубежья – 2024: полезно учесть белорусскому бизнесу

Фото: freepik.com

Для современных социальных систем, включая сферу налогообложения, характерно не только ускорение изменений, но и заимствование эффективных методов контроля и регулирования из соседних юрисдикций, что особенно актуально в условиях союзных отношений Беларуси и России. Поэтому белорусским компаниям жизненно важно быть в курсе происходящих событий не только на родине, но и смотреть по сторонам в поисках «новых-старых» трендов, которые с большой вероятностью могут быть импортированы к нам.

В рамках применения норм и правил контроля трансфертного ценообразования (ТЦО) также появляются свои направления развития, которые обусловлены не только нарабатываемой практикой, но и сложившейся ситуацией в мировой экономике в целом.

Так, в 2024 г. ряд интересных изменений отмечен в правоприменительной практике в сфере ТЦО в Российской Федерации. Учитывая происходящие процессы интеграции и сближения налогового регулирования, предлагаем рассмотреть те из них, которые потенциально могут стать актуальными и для налогоплательщиков нашей страны.

Вторичная корректировка налоговой базы

Еще в начале года Минфин РФ выпустил разъяснения (письмо от 06.02.2024 № 03-12-11/1/9673 «Об определении цены сделки между взаимозависимыми лицами при определении дохода одной из сторон – нерезидента в целях НДФЛ и налога на прибыль»), согласно которым так называемая вторичная корректировка (secondary adjustment) применяется в т.ч. к сделкам с нерезидентами, приравниваемым к сделкам с взаимозависимыми лицами.

Напомним, что вторичная корректировка предполагает переквалификацию корректировки цены в контролируемой сделке в дивиденды и ее обложение налогом у источника (налог на доходы). Вторичная корректировка будет осуществляться при одновременном выполнении следующих условий:

  • сделка осуществлена между взаимозависимыми лицами (или лицами, приравниваемыми к взаимозависимым);

  • одной из сторон сделки является лицо, не признаваемое резидентом РФ;

  • фактически примененная в сделке цена отличается от рыночной;

  • такое отличие стало основанием для корректировки налоговой базы (добровольной или по результатам налоговой проверки);

  • в результате корректировки у стороны сделки, не являющейся налоговым резидентом РФ, возник доход в размере суммы корректировки.

По общему правилу налог у источника исчисляется по ставке 15%. При этом остается открытым вопрос о возможности применения норм соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН)
в случае вторичной корректировки. Высока вероятность того, что применение пониженных ставок по СОИДН в этом случае будет оспорено по ряду сделок.

Использование медианного значения интервалов

В дополнение к использованию минимального и максимального значения интервалов рыночных цен / рентабельности теперь в РФ будет применяться и медианное значение, которое определяется следующим образом.

Число значений построенного интервала необходимо разделить на, 2 и если:

  • получилось целое число, то медиана равна среднеарифметическому значению цены/рентабельности, соответствующему полученному порядковому номеру и следующему за ним в порядке возрастания;

  • получилось нецелое число, то медиана равна значению интервала цены/рентабельности, соответствующему порядковому номеру целой части полученного значения, увеличенному на 1.

Использование медианного значения интервала на практике может привести к существенному росту суммы корректировок.

Важно отметить, что возможность применять минимальное/максимальное значение интервала вместо медианы по-прежнему сохраняется, если налогоплательщик проводит корректировку налоговых обязательств по своей инициативе. Таким образом, добровольная корректировка позволяет снизить сумму потенциального доначисления налогов (в отсутствие добровольной корректировки налоговые органы начислят налоги, используя медианное значение интервалов).

Подтверждающие документы к документации по ТЦО

Расширился состав документации по трансфертному ценообразованию. Теперь в России дополнительно необходимо представить:

  • сведения о доходах и расходах, численности сотрудников, сумме прибыли/убытка, стоимости основных средств и нематериальных активов иностранного лица, являющегося стороной контролируемой сделки (если речь идет о сделке между взаимозависимыми лицами);

  • документы, подтверждающие указанные выше сведения, включая финансовую отчетность, если ее составление предусмотрено личным законом иностранного лица (если финансовая отчетность не может быть представлена вместе с документацией, то ее следует представить в срок не позднее 12 месяцев с даты окончания финансового года, в котором совершена контролируемая сделка);

  • документы, подтверждающие сведения о функциях/рисках сторон сделки;

  • документы, содержащие регистрационные данные иностранного лица, являющегося стороной контролируемой сделки, и сведения о лицах, выступающих от имени указанного лица, предоставленные налогоплательщику при заключении контролируемой сделки;

  • анализ коммерческих и/или финансовых условий контролируемой сделки (его проведение становится обязательным).

Подчеркнем, что документацию нужно готовить и по сделкам, которые приравниваются к взаимозависимым (включая, например, сделки с независимыми лицами, расположенными в офшорных юрисдикциях).

Какие шаги предпринять белорусским компаниям

С учетом происходящих изменений в области применения норм трансфертного ценообразования и восприимчивости белорусского регулятора к новациям у ближайшего соседа можно рекомендовать ответственным должностным лицам оте­чественных компаний выполнить дополнительные подготовительные мероприятия для снижения налоговых рисков по ТЦО:

1) провести ревизию контрагентов и договоров и понять, подпадают ли они потенциально под контроль;

2) продумать стратегию подготовки документации по сделкам с независимыми лицами;

3) оценить расширение состава информации, предоставляемой налоговым органам, продумать способы сбора такой информации;

4) проанализировать необходимость пересмотра подхода к цено­образованию в сделках;

5) оценить потребность в разработке внутренних нормативных документов по выбору контрагента, ценовой политики.

Интересно то, что при изучении практики и нормативных документов РФ в сфере ТЦО удалось обнаружить и новшества, являющиеся таковыми именно для России, но уже существующие в белорусских реалиях, а может, и подсмотренные у нас. Это лишь подтверждает целесообразность отслеживания тенденций в применении норм налогообложения в рамках как Союзного государства и ЕАЭС, так и других экономических межгосударственных образований, в которые входит Беларусь.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by