Мобильные операторы лишатся возможности навязывать абонентам платные услуги

С 1 апреля 2025 г. изменяются Правила оказания услуг электросвязи. Новации призваны ограничить действия сотовых операторов, навязывающие абонентам ненужные им платные услуги и тарифные планы.
Многие клиенты белорусских мобильных операторов сталкивались с ситуацией, когда, оплатив услуги сотовой связи, вдруг замечали, что деньги стали списываться слишком быстро, а не в сроки, предусмотренные выбранным тарифным планом. И хорошо еще, если абонент заметит это сразу. Если нет, денежные потери могут быть довольно ощутимыми. При попытке прояснить ситуацию у мобильного оператора человек узнает, что каким-то образом оформил платную подписку на те или иные его услуги. Причем абоненту далеко не всегда удается доказать, что он ни на что не подписывался, и вернуть деньги. В ход идут примерно такие аргументы представителя мобильного оператора: «Возможно, вы случайно нажали на кнопочку и подписались на наши услуги».
С 1 апреля 2025 г. жалоб на «добровольно-принудительную» подписку на дополнительные платные услуги со стороны пользователей мобильной связи должно стать меньше. С этой даты вступают в силу изменения в Правила оказания услуг электросвязи, утв. постановлением Совмина от 17.08.2006 № 1055 (далее – Правила).
Изменения внесены постановлением Совмина от 31.12.2024 № 1073, о новациях которого мы уже писали. Конкретно корректировка Правил призвана оградить абонентов от «случайной» подписки на платные услуги мобильных операторов.
Так, в настоящее время Правила предусматривают, что оказание иных услуг электросвязи, кроме предусмотренных договором, может осуществляться после совершения абонентом действий, предусмотренных п. 3 ст. 408 ГК, т.е. после акцепта оферты, или попросту после принятия абонентом предложения оператора. Для того чтобы исключить непреднамеренный акцепт, Правила дополняются требованием о четко выраженном согласии абонента на дополнительные услуги.
С 1 апреля 2025 г. согласие абонента на оказание (прекращение оказания) ему оператором мобильной связи информационных услуг справочного или развлекательного характера должно выражаться одним из следующих способов:
1) проставлением отметки в личном кабинете абонента на сайте оператора в интернете (мобильном приложении);
2) направлением USSD-запроса или СМС-сообщения;
3) подачей заявления в сервисном центре оператора;
4) при заключении договора в виде электронного документа – подписанием его электронной цифровой подписью.
Как видим, ни одно из этих действий не может быть выполнено случайным нажатием кнопки.
Обратим внимание и на еще одно важное изменение в Правилах. С 1 апреля 2025 г. минимальный срок действия тарифного плана на услуги сотовой подвижной электросвязи должен составлять 2 года со дня его установления.
Это новшество тоже призвано защитить интересы абонентов. Ведь в настоящее время условия тарифных планов меняются гораздо чаще. Тем самым операторы мобильной связи мотивируют своих абонентов переходить на новые тарифные планы, которые якобы более выгодны для пользователя. С апреля выбор абонента станет более самостоятельным и осознанным.