МНС ожидает роста объема электронного документооборота

В Беларуси уже более 34 тыс. субъектов хозяйствования готовят электронные накладные. Помимо этого, бизнес увеличивает масштабы использования неформализованных электронных документов. В МНС предполагают, что тенденция сокращения бумажного оборота в деятельности компаний продолжится.
Масштабы цифрового документооборота
Тема развития электронного документооборота (ЭДО) на днях рассматривалась в ходе Форума PRO.EDO, организованного Министерством по налогам и сборам при поддержке ООО «Юрспектр».
В России подсчитали, что переход бизнеса с бумажного на электронный документооборот позволит увеличить ВВП на 1,38%, сэкономить для компаний 3,5 трлн российских рублей и снизить затраты на 6 млрд человеко-часов.
Белорусская сторона также рассчитывает на положительный эффект от внедрения ЭДО. В частности, некоторые плюсы получат добросовестные налогоплательщики, которые порой непреднамеренно нарушают законодательство.
«Использование ЭДО позволяет осуществлять профилактические мероприятия при выявлении факторов, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства, и минимизировать вмешательство в деятельность плательщиков, поскольку анализ первичных учетных документов может осуществляться дистанционно», – отметил во время форума министр по налогам и сборам Дмитрий Кийко.
Глава МНС констатировал, что электронный документооборот уже развился до весьма заметных масштабов. Так, в 2024 г. субъекты хозяйствования создали более 18 млн электронных накладных и более 3 млн неформализованных электронных документов.
Ожидается, что ЭДО в скором времени смогут воспользоваться белорусские предприятия, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью с Россией. Базовые условия для использования межстранового электронного документооборота при белорусско-российской торговле уже созданы. Предполагается, что запуск межгосударственного электронного документооборота в промышленную эксплуатацию начнется, когда будут решены вопросы признания белорусской электронной цифровой подписи в РФ.
Ожидается также, что масштабы использования ЭДО в Беларуси увеличатся в связи с расширением в 2025 г. перечня групп товаров, которые будут подлежать прослеживаемости.
Цифровая эволюция
Внедрение электронного документооборота в Беларуси длится практически 15 лет. Нормативная база, необходимая для запуска безбумажного документооборота, начала формироваться еще в 2011 г., и с 2014 г. ЭДО осваивался бизнесом на добровольной основе.
В 2014–2020 гг. электронные документы использовали сотни субъектов хозяйствования, которые увидели в этом экономическую целесообразность.
Активный переход на ЭДО начался в 2021 г. и был связан с введением обязанности использования электронных накладных при обороте прослеживаемых, а также маркированных незащищенными средствами идентификации товаров.
В результате если в 2020 г. электронные накладные составляли 483 субъекта хозяйствования, то в 2021 г. – 5,6 тыс., в 2022 г. – 16,6 тыс., в 2023 г. – 30,4 тыс., а по итогам 2024 г. уже более 34 тыс.
Одновременно с этим количество созданных электронных накладных за 2020–2024 гг. увеличилось с 4,7 млн до 18,4 млн. При этом удельный вес электронных накладных, созданных субъектами хозяйствования, в общем количестве приобретенных бумажных накладных вырос с 0,2% в 2015 г. до 3,4% в 2020 г. и 10,4% в 2024 г.
Увеличению объемов электронного документооборота способствовало также расширение в стране инфраструктуры, позволяющей бизнесу переходить на безбумажный оборот. В 2014–2023 гг. в Беларуси появилось 7 операторов ЭДО, а в 2025 г. еще одна белорусская компания планирует стать EDI-провайдером.
Очевидно, что ниша для работы провайдеров ЭДО существует и даже станет больше в контексте того, что перечень продукции, оборот которой подлежит прослеживаемости, в октябре 2025 г. будет расширен на 36 товарных групп. Сделано это будет для того, чтобы государство могло в автоматическом режиме анализировать динамику цен на многие товары на потребительском рынке. Соответственно, субъектам хозяйствования, которые будут осуществлять оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, необходимо будет оформлять не бумажные, а электронные накладные.
Как известно, сейчас к прослеживаемым относится продукция трех товарных групп – холодильники, шины и велотовары, а с 1 октября 2025 г. новые правила оборота товаров коснутся молочной продукции, круп, муки, кондитерских изделий, мелкой и крупной бытовой техники, средств для стирки и многих других позиций.
«К концу 2025 г. количество субъектов хозяйствования, которые будут использовать электронные накладные, увеличится», – предположил заместитель министра по налогам и сборам Владимир Муквич, выступая на Форуме PRO.EDO.
В частности, МНС ожидает, что с учетом законодательных требований и увеличения количества прослеживаемых товарных позиций с 3 до 39 групп на электронный документооборот будут активнее переходить представители малого и среднего бизнеса.
Актуальные вопросы ЭДО для бизнеса
Для увеличения масштабов использования электронного документооборота необходимо решить ряд вопросов.
По мнению МНС, которое основано на запросах бизнеса, актуальным является цифровизация документов, связанных с трансграничным перемещение товаров и внедрением электронных международных товарно-транспортных накладных (e-CMR). Это электронный эквивалент международной товарно-транспортной накладной, который позволяет вести документооборот при перевозках грузов без использования бумажных накладных.
Юридическая возможность использования при трансграничной торговле электронных международных товарно-транспортных накладных в Беларуси установлена еще в 2019 г. Вместе с тем к настоящему времени не решены все необходимые регуляторные вопросы для массового использования e-CMR, что не позволяет использовать их наравне с электронной товарной накладной. Работа над устранением препятствий для внедрения e-CMR сейчас продолжается.

Следующий актуальный вопрос – внедрение в качестве участника ЭДО перевозчика и экспедитора. К настоящему времени с учетом требований к защите передаваемой информации и различных запросов делового сообщества порядок участия в электронном документообороте перевозчиков и экспедиторов не выработан. Однако чтобы не замедлять электронный документооборот, работу в этом направлении планируется продолжить, уточнил В. Муквич.
Еще один вопрос, который предстоит решить, касается судьбы так называемых неформализованных электронных документов.
Поскольку значительное количество субъектов хозяйствования используют первичные учетные документы свободной формы (акты, счета и иные), необходимо определить единые форматы различных электронных документов.
«В Беларуси в 2024 г. было создано более 3 млн электронных документов в свободной форме, не связанных с движением товаров, и они уже востребованы», – подчеркнул В. Муквич. Перечень электронных документов, которые бизнес сейчас составляет в свободной форме, уже сформирован.
«Мы исходим из того, что, если EDI-операторы договорятся о форматах таких документов, их можно запускать и по ним можно работать. Жизнь приведет к тому, что эти электронные документы будут унифицированы. Поэтому работа в данном направлении ведется», – сообщил деловой аудитории форума В. Муквич.