Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МНС: как велась контрольная деятельность в 2019 году. Камеральный контроль, мониторинг, выездные проверки, их причины и последствия

Фото: freepik.com

За последние годы контрольная деятельность налоговых органов существенно изменилась. Все нововведения в первую очередь направлены на невмешательство в деятельность добросовестных плательщиков.

О новых подходах к выборочным проверкам в 2019 г. в рамках одной из практических конференций, организованных министерством, плательщикам рассказала Галина Ковалева – заместитель начальника глав­ного управления организации конт­рольной деятельности МНС. 

 

По материалам выступления

Один из главных принципов, на котором основывается налогообложение в Беларуси, – презумпция добросовестности плательщика, т.е. плательщик считается добросовест­ным, пока контролирующий орган на основании документально под­твержденных сведений не докажет, что совершено налоговое правонарушение.

Сегодня взаимоотношения налогового органа с плательщиками выстраиваются именно по такому принципу.

Добросовестные плательщики

Добросовестность плательщика выражается в самостоятельном добровольном исполнении налоговых обязательств.

Вот что с точки зрения МНС сегодня свидетельствует о доб­росовестности плательщика:

– своевременная подача налоговой отчетности;

– своевременная уплата налогов;

– использование только законных способов оптимизации;

– грамотно составленная учет­ная политика;

– выбор оптимального законного налогообложения и использование законных льгот;

– проявление осмотрительности в отношении выбора контрагента;

– предоставление информации налоговым органам по их запросам;

– беспрепятственный доступ к информации, необходимой для налогового контроля.

 

Риск-ориентированный подход

В отношении налогового контроля в основу сегодня заложен риск-ориентированный подход исходя из принципа добросовестности.

Основные подходы при осущест­влении контрольной деятельности:

– минимум вмешательства;

– минимум негативных последствий;

– максимум эффекта.

Задача МНС – не создавать дополнительные условия для давления на бизнес, при этом контролировать исполнение всеми участниками бизнес-процесса своих обязательств перед государством, не допуская перекладывания ответственности только на добросовестных плательщиков.

Внедряются качественно новые формы и методы налогового контроля.

Современные технологии позволили прийти к разумному балансу, концептуально изменив подход к проведению проверок, используя возможность проверки аналитической информации из различных доступных налоговым органам источников.

Именно автоматизация процессов налогового администрирования дала возможность налоговым органам сконцентрировать внимание на потенциальных рисках, снизив внимание в отношении добросовестных плательщиков.

В настоящее время контрольная деятельность МНС выстроена следующим образом:
 
– сначала камеральный конт­роль, предусмотренный ст. 73 НК, мониторинги;
 – проведение выездных выборочных проверок –только  в случае необходимости.

Камеральный контрольсегодня это основная форма контрольных мероприятий, проводимых МНС. Алгоритм работы камерального контроля:

  •  налоговый орган направляет уведомление плательщику, предлагая добровольно внести корректировки и доплатить налоги;
  •  если плательщик не реагирует на полученное уведомление, то направляется требование;
  •  следующим этапом проводится камеральная проверка по месту нахождения налогового органа.

 

Мониторинг МНС

Основной механизм реализации данной формы контроля – наблюдение должностными лицами государственного органа за деятельностью субъекта хозяйст­вования на общедоступной тер­ритории.

В случае выявления нарушений в ходе проведения мониторинга субъекту вручаются (либо направляются почтой) рекомендации о недопущении в дальнейшем установленных нарушений. Таким образом, со стороны контролирующих органов принимаются профилактические меры с выдачей плательщику рекомендаций по добровольному соблюдению действующего законодательства.

Имеют место случаи, когда проводимая разъяснительная и профилактическая работа не приносит желаемого результата, а плательщики после получения рекомендаций контролирующего органа продолжают осуществлять деятельность с нарушениями. Сложившаяся ситуация приводит не только к созданию недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, но и ущемляет права потребителей.

В указанном случае в отношении должностных лиц в соответствии со ст. 9.1 ПИКоАП рассматривается вопрос о начале ведения административного процесса и привлечении нарушителя к предусмотренной законодательством административной ответственности.

 

Выездные проверки

Количество выездных проверок постоянно сокращается, поскольку активно используются методы камерального контроля, позволяющие достигать большей результативности.

Действия налоговых органов до включения в план проверок:

– информирование плательщика о недопустимости получения прибыли и конкурентного преимущества за счет неисполнения текущих налоговых обязательств;

– предложения проанализировать бизнес-процессы и уточнить налоговые обязательства в период использования незаконных схем минимизации налогов.

Изменился формат осуществления контрольных мероприятий со смещением акцентов в первую очередь на добровольную уплату субъектами хозяйствования налогов и сборов.

Плательщики, не принявшие меры, рекомендованные налоговыми органами, и включаются в план контрольных мероприятий, т.е. проверяются только те, в отношении которых установлено, что совершается правонарушение.

По результатам проверки доначисляются налоги и пени. Новая редакция НК содержит норму, позволяющую снизить возможные негативные последствия и от контрольных мероприятий: пени, начисленные по отношению к каждому налогу, не могут превышать сумму доначисленного по результатам проверки налога.

Также проверяемый период на сегодняшний день ограничен пятью годами, за исключением проверок, проводимых по поручению органов уголовного преследования (там про­веряемый период не ограничен).

Кардинально изменился подход к выбору объекта проверки и планированию. Сегодня применяется риск-­ориентированный подход, т.е. выборочные поверки назначаются с учетом критериев оценки степени риска.

Разработана методика планирования выборочных проверок, и каж­дый контролирующий надзорный орган определяет свой план и критерии для выбора субъектов.

МНС разделило плательщиков на семь подгрупп исходя из систем налогообложения. Для каждой преду­смотрены свои критерии, имеющие свой балл.

Плательщики, которые попадают при планировании в высокую группу риска, подлежат дальнейшему анализу и отбору для последующего включения в план контрольных мероприятий.

На I полугодие 2020 г. запланировано проверить порядка 230 субъектов (план проверок уже опубликован на официальном сайте КГК).

Для оперативного выявления и пресечения схем ухода от налогообложения используется механизм внеплановых выездных проверок.

Данные проверки назначаются только в случаях, когда профилактические и разъяснительные мероприятия не приносят ожидаемого результата. Их назначению предшествует серьезная работа по анализу деятельности субъекта и сбору доказательств, свидетельствующих о сокрытии доходов от налогообложения.

Актуальной проблемой на протяжении длительного периода времени остается выплата зарплаты в конвертах, несмотря на постоянно проводимые мероприятия разъяснительного характера о рисках получения «серых» доходов.

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by