Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Много фискального и ничего социального

Фото: freepik

Последние корректировки Налогового кодекса вряд ли улучшат налоговую систему Беларуси и помогут решить насущные проблемы в экономике страны. Налоговые стимулы явно уходят на задний план, что едва ли можно назвать правильной стратегией в современных реалиях.

Известный постулат «хвост не должен вилять собакой», который по сути «расшифровывается» как нейтральность налоговой системы, сегодня вряд ли актуален. Как раз наоборот, в сложных экономических условиях стимулирующая роль налоговой политики в сфере принятия управленческих решений существенно возрастает. Да, классическую фискальную функцию налогов никто не отменял, она всегда будет основной исходя хотя бы из самой сущности налога как обязательного платежа. В большинстве государств, в т.ч. в Беларуси, налоги есть и останутся доминирующим источником наполнения казны.

Но в условиях кризисных явлений и усиления негативных трендов эффективная налоговая политика может и должна помочь стимулировать предпринимательскую активность, улучшать инвестклимат и поддерживать жизненный уровень наименее обеспеченных слоев населения. Однако применительно к ряду последних изменений в наш Налоговый кодекс такую оценку дать сложно.

Корректировок внесено много, и какие-то из них отвечают запросам налогоплательщиков на более точную формулировку и разъяснение нюансов налогового законодательства. Однако отдельные нововведения свидетельствуют, что их единственная цель – дополнительные поступления в казну. И почему-то не учитывается, что получить больше налоговых доходов можно не за счет роста ставок и отмены важных и социально значимых льгот, а путем усиления налоговых стимулов.

К тому же далеко не всегда манипуляции со ставками приводят к упрощению налогового администрирования, а вероятнее всего, как, например, с НДС, дадут противоположный результат и усложнят исчисление налогов.

Одним из наиболее важных показателей для оценки эффективности налоговой системы применительно к субъектам хозяйствования является уровень налоговой нагрузки по отношению к прибыли, поскольку это характеризует возможности для инвестирования. В Беларуси он значительно выше, чем в большинстве стран Евросоюза и в государствах ЕАЭС. По данным трех последних рейтингов Doing Business, этот показатель увеличился только в Армении, но и там он составляет 22,6%, тогда как у нас – 53,3%. Можно дискутировать по поводу методики составления этого рейтинга и нужен ли он вообще. Однако факт остается фактом: именно очень далекие от лидеров позиции в нем по показателю «налогообложение» стали одной из основных причин, по которым наша страна занимала в нем невысокие места.

 

Тянем-потянем НДС

Понятно желание властей усилить роль вливаний в казну от НДС. Этот налог давно и прочно у нас явный фаворит и приносит в консолидированный бюджет свыше трети налоговых поступлений. В условиях негативных трендов в экономике приток косвенных налогов в казну намного стабильнее, чем налога на прибыль. Поступления последнего иначе как провалом в течение 2020 г. едва ли можно назвать. Непонятно другое. Почему в условиях пандемии именно введение НДС на ввоз лекарственных средств стало одной из мер по корректировке данного налога?

Этот же вопрос можно задать и по поводу сокращения перечня продовольственных товаров и товаров для детей, которые облагаются НДС по льготной ставке 10%. Если уж говорить о социальной роли налогов, то социальная функция НДС как раз и состоит в поддержке наиболее уязвимых слоев населения и отраслей экономики.

К тому же есть весьма существенные различия по уровню налоговой нагрузки с учетом возмещения НДС из бюджета и без учета такого возмещения по ряду сфер экономической деятельности. И, конечно, исчисление НДС и разного рода вопросы и проблемы с налоговыми вычетами при явном расширении дифференциации налоговых ставок уж точно не будут способствовать упрощению налогового администрирования. Этот налог всегда был не очень прост в исчислении, так зачем же его еще больше усложнять?

Да, косвенные налоги в сложных экономических условиях являются важным источником компенсации выпадающих налоговых доходов бюджета. Однако рост их ставок может отрицательно влиять не только на финансовое состояние субъектов хозяйствования, которое и так не очень радужно у многих. Есть и еще один важный момент: увеличение и введение ставки НДС на достаточно широкий круг продукции может стать дополнительным триггером к ускорению темпов инфляции, которые у нас и так не низкие.

Для решения задачи обеспечить с помощью эффективной налоговой политики более благоприятные условия хозяйствования целесо­образно было бы увеличить дифференциацию критериев выручки для упрощенной системы налого­обложения без НДС и с НДС. Это не только облегчило бы налоговое администрирование, но и снизило бы налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса.

 

«Социальный» подоходный налог

Если говорить о социальной роли подоходного налога и с этих позиций оценивать повышение его ставки для специальных налоговых режимов, непонятно, почему льгота изначально вводилась в эти режимы и тогда о социальной справедливости не упоминали? И уж если вопрос о социальной справедливости возник сейчас, почему было не увеличить стандартный вычет по подоходному налогу хотя бы до бюджета прожиточного минимума? В 2020 г. этот вычет составлял 117 руб. в месяц, а в 2021 г. увеличился всего на 9 руб. Кстати, в зарубежной практике необлагаемому налогом минимуму дохода физлица уделяется особое внимание. А у нас этот стандартный вычет по сути чисто номинальный и уж точно не оказывает существенного влияния на поддержку населения с низким уровнем доходов.

И тем более давно пора значительно повысить стандартные вычеты на детей. Увеличение этих вычетов на 2021 год на ребенка с 34 до 37 руб. не играет абсолютно никакой роли в повышении уровня доходов семей с детьми, поскольку 3 руб. дают лишь 39 коп. дохода в месяц, да и те же 13% от 37 руб. – всего 4,81 руб. При наличии в семье более 2 детей или ребенка-инвалида вычет увеличился с 65 руб. до 70 руб. на каждого ребенка, т.е. рост дохода семьи составил 65 коп.

Существенное повышение стандартных налоговых вычетов в сложившейся экономической ситуации позволило бы не только помочь поддержать жизненный уровень семей с детьми, но и стимулировать потребительский спрос.

Для усиления социальной роли налоговой политики в нынешних условиях вместо введения ставки НДС на ввоз лекарственных средств можно было бы расширить социальный вычет по подоходному налогу на медицинские расходы, предусмотрев в нем покупку лекарств и платные медуслуги и не привязывать его к добровольному медстрахованию. Понятно, что такой вычет должен быть обусловлен определенными критериями. А для стимулирования переквалификации работников и оперативного реагирования на динамичные изменения на рынке труда целесообразно ввести социальный вычет при обучении на курсах повышения квалификации и получения новой специальности. Такой вычет может предоставляться раз в 5 лет. Кстати, в зарубежной практике много иных вычетов по налогу на доходы физических лиц, например, есть вычеты на занятия фитнесом и др. Но, судя по всему, до этого нам еще далеко.

 

Налог на недвижимость подвинуть к вычету

В условиях сложной экономической ситуации в налоговой нагрузке субъектов хозяйствования и их финансовом положении усилилась роль имущественных налогов.

Давно пора не просто снизить, а полностью отменить возможность применять повышающие коэффициенты к ставкам данных налогов, поскольку это явно не стимулирует инвестиции на начальных этапах становления и развития бизнеса.

Тем не менее вопрос с отменой этих коэффициентов даже в нынешних экономических реалиях пока не решен. И почему бы не предусмотреть в НК реализацию одного достаточно обоснованного предложения: разрешить применять инвестиционный вычет по налогу на недвижимость вместо такого вычета по налогу на прибыль при неблагоприятном финансовом состоянии субъекта хозяйствования и отсутствии у него налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Этот своего рода налоговый маневр для субъектов хозяйствования может иметь определенные временные рамки. При этом, с нашей точки зрения, нет необходимости вводить ограничение, что такая льгота может предоставляться лишь по объектам, используемым для производства. На современном этапе конкурентоспособность экономики государства предопределяется не только производством, но и рядом других видов деятельности.

 

Отдохнем от налогов

Одним из важных инструментов налоговой политики являются отсрочки или рассрочки по уплате налогов и налоговые каникулы. Однако практика показывает, что налоговые отсрочки, конечно, должны применяться, но они могут быть недостаточно эффективны для целей оперативного реагирования на ухудшение финансового состояния субъектов хозяйствования в условиях существенного влияния негативных факторов.

При этом основное внимание следует уделить определению минимальных сроков налоговых каникул и критериев их применения.

 

Пусть останется свой

В последние годы в рамках межгосударственных интеграционных союзов в мировой практике стало больше уделяться внимания согласованной налоговой политике.

Зарубежный опыт свидетельствует, что такая политика вовсе не означает применение единых ставок, льгот и правил налогообложения в государствах, входящих в объединение. В странах ЕС есть существенные различия в ставках по всем основным налогам. Согласование идет в основном по взиманию НДС и борьбе с уклонением от налогообложения. При этом государства могут проводить налоговую политику с учетом стимулирования решения приоритетных для них задач и экономической ситуации в стране. И ни в одном международном интеграционном объединении нет единого налогового законодательства, что в значительной мере обусловлено различиями в масштабах и структуре экономики. Это в полной мере должно относиться к ЕАЭС и Союзному государству.

В Беларуси давно действует Налоговый кодекс, который должен быть по своей сути единым системным нормативным правовым актом. Однако наличие большого количества постоянно появляющихся других правовых актов, регулирующих налогообложение, нарушает кодификацию налогового законодательства и усложняет его применение. В большинстве государств применяется единый правовой акт, регулирующий исчисление и уплату налогов, в т.ч. предоставление льгот.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by