$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Зарубежный опыт

МИНСКОЕ МОЛОКО НА СТОЛИЧНЫХ ПРИЛАВКАХ И В ЧУЖИХ КРАЯХ

08.06.2010

Столичные молокопереработчики наращивают присутствие на внешних рынках. За январь–апрель нынешнего года они экспортировали продукции на 17,5 млн. USD, что выше уровня соответствующего периода 2009 г., сообщили на пресс-конференции представители отрасли. При этом успех в конкурентной борьбе с местными производителями определяют широкий ассортимент и высокое качество белорусских продуктов.

Основная задача двух минских гормолзаводов — удовлетворение потребностей жителей столицы, рассказал заместитель генерального директора ГПО «Минскгорпищепром» Александр Буйчик. Решается она без особого труда, поскольку полуторамиллионный город привлекает и других отечественных поставщиков. В свою очередь минские предприятия ищут свободные ниши в регионах. За 4 месяца 2010 г. ими реализовано на внутреннем рынке 67 544 т цельномолочной продукции, а также 320 т сыров твердых и 470 т плавленых, 393 т масла животного.

Увы, роста в потреблении белорусами молочной продукции не наблюдается, сетует А.Буйчик. В то же время задания, доведенные до молокопереработчиков, ориентируют на рост производства. В результате они вынуждены искать счастья в чужих краях. К этому толкает и необходимость покрыть издержки, вызванные государственным регулированием цен на социально значимые продукты на внутреннем рынке и закупочных цен на сельхозсырье.

«Реализация здесь молока, кефира, сметаны для нашего предприятия убыточна, и если не заниматься внешним рынком, то можно обанкротиться», — пояснил «ЭГ» заместитель директора ОАО «Гормолзавод № 2» Виктор Мещанинов. По итогам января—апреля оно получило 3,6 млрд. Br чистой прибыли, из которой 2,7 млрд. Br, или 75%, заработано за счет экспорта. Валютная выручка предприятия за этот период составила 9,3 млн. USD.

По словам В.Мещанинова, результаты внешнеэкономической деятельности ГМЗ № 2 в 2010 г. выглядят лучше прошлогодних. Темп роста экспорта за 4 месяца составил 165,4%, а его доля в общем объеме производства завода выросла до 47,8% с 32,5% в январе–апреле 2009 г.

Россия является главным рынком сбыта минских молокопереработчиков. В Москве, например, они располагают собственными объектами товаропроводящей сети (СП «Элмин» и СП «Юник-Эл»). Впрочем, прошлогодняя «молочная война» с Россией дала повод нашим гормолзаводам внести коррективы в экспортную политику. Их взоры обращены прежде всего в сторону Казахстана и Украины. О создании в этих странах товаропроводящей сети говорить пока рано, но спрос на белорусскую продукцию здесь ощущается. На недавней ярмарке в Киеве, например, как рассказал В.Мещанинов, молокопродукты ГМЗ № 2 буквально «сметались с полок».

Курс на широкий ассортимент помогают удерживать планируемые объемы продаж, подчеркивает и А.Буйчик. Минские заводы выпускают порядка 350 наименований продукции. Это следствие недавнего техперевооружения производств.

Чтобы успешно выдерживать конкуренцию на рынке, необходимо ежегодно обновлять ассортиментный перечень на 10–15%. Однако решать эту задачу с каждым годом становится труднее, отмечает главный технолог ГМЗ № 2 Татьяна Терехова. По ее словам, рекомендации на сей счет иностранных поставщиков оборудования, связанные с его технологическими возможностями, предприятие исчерпало. В то же время РУП «Институт мясо-молочной промышленности» новых видов продуктов разрабатывает недостаточно.

Затрудняет процесс и ужесточение норм безопасности пищевой продукции. В первую очередь это касается обогащенных видов. Вся информация о составе должна выноситься на упаковку. Здесь возникает проблема добавок — необходимо доказать их безвредность. Результаты зарубежных исследований на импортируемые компоненты в расчет не принимаются, а в Беларуси нет испытательных центров. Это серьезно тормозит разработку новых видов продуктов, подчеркивает Т.Терехова.

Неотъемлемой составляющей успеха в бизнесе является для молокопереработчиков качество сырья. В обеспечении им столичные заводы испытывают неудобства — у них нет своей сырьевой зоны. Сырое молоко они закупают в разных регионах, включая Минщину, Гродненщину, Брестчину. Причем в зависимости от решений местного руководства поставщики могут меняться. Это, кстати, не позволяет гормолзаводам рассчитывать на реализацию своей продукции в страны Евросоюза, правила которого требуют строгого партнерства с избранным кругом сельхозпредприятий.

Поэтому гормолзаводы вынуждены направлять дополнительные усилия на обеспечение качественным сырьем, теснее сотрудничать с поставщиками. Наблюдаются заметные тенденции к улучшению качества сырья, утверждает Т.Терехова. На ГМЗ № 2 в I квартале, например, сельхозпредприятиями было поставлено 10% молока сорта «экстра», тогда как еще год назад — лишь 2%.

Иван МИХАЛЕВИЧ