Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №37(2731) от 21.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2221
EUR:
3.5023
RUB:
3.5068
Золото:
248.89
Серебро:
3.07
Платина:
110.33
Палладий:
102.45
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Минфин планирует расширить возможности для институциональных инвесторов

Фото: neg.by

Минфин представил на общественное обсуждение проект постановления, направленного на расширение спектра доступных финансовых инструментов для инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж. Сообщается, что подготовленный нормативно-правовой акт разработан в целях совершенствования условий функционирования инвестиционных фондов и осуществления деятельности на рынке ценных бумаг с учетом сложившейся правоприменительной практики. Факти­чески же регулятор хочет активизировать процесс появления в Беларуси института коллективных инвестиций для увеличения потенциального объема рынка ценных бумаг.

Инвестфондам разрешат приобретать токены

Как отмечают авторы проекта постановления, несмотря на сформированную систему регулирования сферы коллективных инвестиций, регламентированной Законом от 17.07.2017 № 52-З «Об инвестиционных фондах», к настоящему времени в Беларуси не зарегистрировано ни одного инвестиционного фонда. В рамках правового мониторинга выявлено, что, по мнению профессионального сообщества, одним из ключевых барьеров, сдерживающих формирование первых инвестиционных фондов в республике, выступает ограниченность круга финансовых инструментов, доступных для инвестиционных фондов.

Выход из сложившегося положения Минфин видит в предоставлении инвестфондам права осуществлять вложения в цифровые знаки (токены), рынок которых в стране в последнее время растет высокими темпами. В связи с этим проект постановления предусматривает увеличение перечня финансовых инструментов, доступных для размещения денежных средств, аккумулированных инвестфондами, за счет включения в него цифровых знаков (токенов), а также эмиссионных ценных бумаг эмитентов-резидентов, зарегистрированных на территории иностранного государства и допущенных к обращению на территории РБ.

Профучастники получат инструменты хеджирования рисков

Еще одно новшество проекта НПА – расширение финансовых и инвестиционных возможностей, доступных для профучастников рынка ценных бумаг. Изменения, которые предлагается внести в действующее законодательство, позволят им совершать на бирже сделки с финансовыми инструментами срочных сделок, базисными активами которых являются отличные от ценных бумаг финансовые активы – белорусские рубли, иностранная валюта, процентные ставки, драгоценные металлы и иные финансовые инструменты срочных сделок. Они смогут также приобретать и отчуждать цифровые знаки (токены), совершать с ними иные операции в соответствии с подп. 2.1 п. 2 Декрета от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики».

Помимо расширения инвестиционных возможностей указанные изменения обусловлены необходимостью хеджирования валютных рисков и направлены на создание равных условий деятельности для профучастников, являющихся банками, и прочих профучастников, не осуществляющих банковскую деятельность.

Как отмечают разработчики проекта документа, в настоящее время наблюдается диспропорция в части инвестиционных возможностей, доступных профучастникам и фондовым биржам. Так, исходя из положений, предусмотренных абз. 3 ч. 3 ст. 38 Закона от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон № 231-З), фондовые биржи вправе осуществлять приобретение ценных бумаг только в целях получения дохода в виде процента и (или) дисконта либо дивиденда.

Данная норма не предполагает предоставления фондовым биржам права на отчуждение приобретенных ценных бумаг. В результате приобретенные на указанном основании долговые ценные бумаги вынужденно удерживаются фондовыми биржами в своих портфелях до погашения. По мнению Минфина, названное обстоятельство серьезно ограничивает инвестиционные возможности фондовых бирж, не позволяя использовать имеющиеся резервы для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности, которые доступны иным профучастникам.

В соответствии с вносимыми правками инвестиционные возможности для фондовых бирж будут расширены за счет увеличения перечня ценных бумаг, доступных для приобретения, а также предоставления права их досрочной продажи, не дожидаясь погашения. Теперь фондовая биржа сможет покупать не только гособлигации и облигации банков, но и долговые ценные бумаги эмитентов-резидентов, прошедших листинг на фондовой бирже.

Кроме того, фондовая биржа сможет осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, не относящиеся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. А именно: предоставлять поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме; совершать сделки по передаче собственного имущества в пользование, в т.ч. сдавать в аренду принадлежащее ей на праве собственности недвижимое имущество; организовывать и проводить семинары, конференции и иные мероприятия по вопросам осуществления деятельности на рынке ценных бумаг.

***

В целом можно лишь приветствовать расширение спектра инвестиционных возможностей для различных институтов рынка ценных бумаг, однако основные барьеры, из-за которых белорусский рынок не может получить достаточный импульс для своего развития, остаются. Это наличие преимущественного права исполкомов на приобретение акций отдельных предприятий, а также запрет на выражение номинала облигаций в валюте при сохранении данного права для токенов.

Бурный рост рынка токенов, о котором пишет Минфин, и есть следствие запрета на эмиссию валютных облигаций. Поскольку в отношении токенов такой запрет не вводился, эмиссионная активность предприятий и инвесторов переместилась в данный сегмент, что привело к росту операций с токенами и снижению объема сделок с классическими облигациями. Также стоит учитывать возросшее количество случаев неисполнения обязательств по выпущенным облигациям и токенам, которые не могли не отразиться на востребованности данных инвестиционных инструментов.

Поэтому мы по-прежнему выражаем скептицизм относительно запуска инвестиционных фондов в Беларуси в условиях сохранения основных барьеров на пути развития фондового рынка, если, конечно, данная задача не будет решена административными методами, например, в результате создания фонда на базе одного из госбанков.


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений