Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
118,007.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Минфин: несмотря на сложившийся дефицит бюджета, сложностей в 2025 году не ожидается

Фото: freepik.com

Министр финансов Юрий Селиверстов дал развернутые комментарии телеканалу «Беларусь 1», в которых рассказал об ожидаемых темпах рос­та зарплат в 2025 году, ситуации с дефицитом бюджета, рефинансированием внешнего долга и погашением еврооблигаций.

Дефицит – на приемлемом уровне

Одним из ключевых воп­росов, который был задан Юрию Селиверстову, касался бюджетно-налоговой политики на 2025 год. Напомним, что в соответствии с проектом республиканского бюджета, принятым в первом чтении, с учетом планируемых доходов и расходов дефицит бюджета прогнозируется в сумме 4,5 млрд руб., что составляет 1,6% к ВВП.

Как сообщил министр финансов, недостающие средства в бюджете будут частично (на сумму 1 млрд руб., т.е. 22,2% от суммы дефицита) компенсированы за счет привлеченного российского кредита. Что касается внутренних источников, по консервативному сценарию планируется вовлечение для этих целей неиспользованных остатков прошлых лет. Если сценарий будет позитивным, как это оценивают в Минэкономики, и парамет­ры выйдут на запланированный уровень, то использование остатков не потребуется. Размер дефицита в параметрах безопасности определен в размере 3% к ВВП, а текущий составляет 1,6%, что, по оценке Ю. Селиверстова, является приемлемым уровнем.

Поднять зарплаты бюджетникам и сохранить импульс в экономике

seliverstov_press_2 (1).jpg
      Юрий Селиверстов

Отвечая вопрос о дефиците рес­публиканского бюджета, министр финансов объяснил, что превышение расходов над доходами вызвано необходимостью решения в следующем году двух важных задач. Первая – сохранить социальную направленность бюджета, которая стала отличительной особенностью, брендом нашей страны. Вторая – не потерять текущий импульс по развитию белорусской экономики, сохранив меры стимулирования и поддержки. То есть необходимо, с одной стороны, выделить ресурсы для поддержки работников бюджетной сферы, а с другой – продолжить работу по стимулированию экспорта и по техническому перевооружению предприятий реального сектора экономики и основных отраслей, поскольку без технического перевооружения дальнейший рост и развитие невозможны. Поэтому при планировании бюджета перед Минфином стояла задача совместить и обеспечить ресурсами оба эти направления.

Как отметил Юрий Селиверстов, текущий бюджет обеспечит выделение на зарплаты в бюджетной сфере 4,2 млрд руб. При этом в следующем году максимальный приоритет по дополнительному финансированию будет отдан педагогам. Помимо того, что базовая ставка 270 руб. (установлена – прим. ред.) с 1 января, в бюджете предусмотрено выделение 0,5 млрд руб. на отраслевые надбавки педагогическим работникам.

Назвал министр и конкретные целевые ориентиры. Так, средняя зарплата врачей должна составить 150% к средней по экономике, учителей – 100%. Здравоохранение практически вышло на целевой уровень, хотя по мере роста зарплат это соотношение снижается. Чтобы поддержать показатель, бюджетом предусмотрено выделение дополнительных средств в размере 180 млн руб., которые будут направлены на увеличение надбавок. Также преду­смотрены дополнительные надбавки для учреждений соцобслуживания, работников физической культуры и спорта, культуры.

Кроме того, Ю. Селиверстов напомнил, что социальная политика – это не только расходы на выплату заработной платы, но и расходы, связанные со всем социальным блоком. Это и содержание учреждений, и приобретение лекарств, и коммунальные платежи, и продукты питания для учреждений образования, учреждений социального обслуживания, и многие другие расходы. Приоритет и дорожному хозяйству. Так что, если сложить все источники, получится почти 3 млрд руб. Большой объем средств выделяется в т.ч. на местные дороги.

Затраты на госдолг составят 15 млрд руб.

Прокомментировал министр финансов и вопрос погашения государственного долга. В частности, он сообщил, что средства, которые будут направлены на возврат заимствований, составят около 10 млрд руб., и еще около 5 млрд руб. пойдет на обслуживание долга. Минфин понимает, что вряд ли удастся обойтись без новых заимствований, и намерен работать в 2025 г. над тем, чтобы каким-то образом рефинансировать госдолг как на внутреннем рынке, так и на внешнем. В частности, около 300 млн USD Минфин планирует привлечь внутри страны. Еще 500 млн – получить в качестве возврата средств от тех проектов, которые были реализованы ранее с привлечением межправительственных кредитов, например, строительство атомной станции.

Как отмечалось ранее, в планах министерства остается и работа по рефинансированию госдолга за счет переговоров с Россией. Плановые значения по привлечению по ранее достигнутым соглашениям, по оценке Минфина, составляют около 1 млрд руб.

Несложно посчитать, что вышеназванные источники обеспечивают привлечение 5,8 млрд руб. из необходимых 15 млрд, т.е. чуть меньше 25%. Ситуация усложняется тем, что высокие значения ставок на российском рынке капитала сделали стоимость потенциального заимствования для белорусского правительства слишком дорогой, поэтому такой вариант привлечения денежных средств, как размещение облигаций на российском рынке, не рассматривается.

Вместо выплат в рублях – выпуск замещающих облигаций

Отдельно обсуждались расчеты по еврооблигациям. Как отметил Юрий Селиверстов, ситуация была непрос­той, что связано с необходимостью выстраивания рабочих схем. Однако вся необходимая работа проделана, в результате чего основная масса держателей получила свои деньги. Аналогичный механизм был использован для расчетов по облигациям Банка Развития.

Министр также рассказал, как обстоят дела с евробондами, по которым срок погашения пока не наступил. Он подтвердил ранее озвученные планы по замещению данных обязательств облигациями, выпускаемыми специально для этих целей. В настоящее время осуществляется сбор таких заявок. Первый выпуск замещающих облигаций ожидается уже в декабре 2024 г.

Напомним, что в июле 2024 г. Минфин внес значимые изменения в порядок альтернативного исполнения обязательств по еврооблигациям, устранившие действовавший ранее «избирательный» режим погашения, при котором от получения выплат в белорусских рублях оказались отрезаны инвесторы, приобретшие еврооблигации после 6 сентября 2022 г. Постановлением Совмина и Нацбанка от 26.07.2024 № 540/20 в действующий порядок выплат были внесены изменения. Прежде всего, было установлено, что выплаты в белорусских рублях по еврооблигациям будут осуществляться в пользу держателей еврооблигаций, приобретших ценные бумаги до даты погашения, определенной эмиссионной документацией. Для выпуска Беларусь–2023 датой погашения является 28.02.2023. Таким образом, ограничение, ранее установленное постановлением Сов­мина и Нацбанка от 04.09.2024 № 583/16, теперь снято.

Уточнен и порядок замещения еврооблигаций с незавершенным сроком обращения (Беларусь–2026, Беларусь–2027, Беларусь–2030, Беларусь–2031) на внутренние государственные облигации Республики Беларусь через депозитарий-нерезидент. Установлено, что замещающие облигации будут иметь аналогичные параметры: валюта номинальной стоимости, процентная ставка, периодичность выплаты купонов, дата погашения. Фактические денежные расчеты по новым инструментам (выплата купонов и погашение) будут производиться в белорусских рублях. Ранее сообщалось, что дебютное замещение будет осуществлено 27 декабря 2024 г. в отношении еврооблигаций Беларусь–2026 и Беларусь–2027.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by