Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Аудит
30.03.2021 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Минфин: изменения законодательства об аудиторской деятельности

Фото: freepik

С принятием постановления Минфина от 14.01.2021 № 6 «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» (далее – постановление № 6), вступившего в силу с 20.02.2021, внесен ряд изменений в законодательство РБ об аудиторской деятельности.

Ключевые изменения, предусмотренные постановлением № 6, прокомментировала Светлана ЛУЗГИНА – заместитель начальника Главного управления-начальник управления регулирования аудиторской деятельности Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина.

 

Национальные правила аудиторской деятельности (НПАД)

С комментариями Светланы Лузгиной об изменениях, внесенных в НПАД можно ознакомиться в материале «Минфин: обзор изменений в НПАД».

 

Квалификационный аттестат аудитор

В Положение о порядке приема квалификационной комиссией по аудиторской деятельности квалификационных экзаменов, утв. постановлением Минфина от 14.02.2018 № 14, внесены следующие изменения:

  • билеты для компьютерного тестирования, содержащий не менее 100 вопросов, включает 15 процентов вопросов из раздела «Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров», вместо «Международные стандарты аудита».
  • билет для устного экзамена содержит три вопроса по следующим разделам программы: «Аудиторская деятельность», «Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров» (вместо «Международные стандарты аудита»), «Анализ хозяйственной деятельности».

 

Аудиторские реестры

Дополнены сведения об аудиторах, осуществляющих деятельность в качестве ИП, аудиторских организаций (далее – Аудиторы) аудиторского реестра, не являющиеся открытыми и общедоступными, установленные п. 4 Инструкции о порядке ведения реестра аудиторов, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций, утв. постановлением Минфина от 18.10.2019 № 57 «О порядке ведения аудиторского реестра и представлении информации об аудиторской деятельности» (далее – Инструкция о порядке ведения реестра):

  • дата начала и окончания трудового договора, если аудитор участвует в осуществлении аудиторской деятельности в качестве работника аудиторской организации, работника аудитора-ИП (в том числе по совместительству);
  • сведения об оказании Аудиторами профессиональных услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, связанных с совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций.

Уточнено, что информация о фактических обстоятельствах, которые влекут изменения (дополнения) сведений, содержащихся в аудиторском реестре, представляется по формам согласно приложениям 1-3 к Инструкции о порядке ведения реестра (п. 9 Инструкции о порядке ведения реестра).

Справочно: в приложениях 1-3 к Инструкции о порядке ведения реестра следует поставить отметку в поле «изменения» и заполнить те поля приложения, в которые вносятся изменения (дополнения). Приложения можно подать на бумажном носителе или в виде электронной копии через «личный кабинет» на портале «Аудит».

Аудиторы обязаны уведомлять Минфин, а аудиторы-ИП, аудиторские организации обязаны уведомлять Аудиторскую палату (АП) о фактических обстоятельствах, которые влекут изменения (дополнения) сведений, содержащихся в аудиторском реестре, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения таких обстоятельств (ч. 1 ст. 9 Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон).

Изменения (дополнения) сведений, содержащихся в аудиторском реестре, осуществляются в отношении всех разделов аудиторского реестра, которых касаются эти изменения (дополнения) (ч. 2 п. 9 Инструкции о порядке ведения реестра).

 

Банк данных организаций, годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Внесены следующие основные изменения в постановление Минфина от 18.10.2019 № 58 «О банке данных организаций, годовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту»:

  • формирование банка данных осуществляется Минфином до 1 сентября года, следующего за отчетным;
  • аудируемые лица представляют в Минфин информацию о факте проведения обязательного аудита отчетности посредством заполнения анкеты, размещенной на официальном сайте Минфина в глобальной компьютерной сети Интернет в разделе «Аудиторская деятельность».

Справочно: срок представления аудируемыми лицами в Минфин информации о факте проведения обязательного аудита отчетности – в течение месяца с даты получения аудиторского заключения, но не позднее 15 июля года, следующего за отчетным (абз.6 п.2 ст.18 Закона).

Согласно ст. 12.33 КоАП уклонение руководителя юридического лица от проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин.

 

Внешняя оценка качества аудита, проводимая АП

В Инструкцию о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 (далее – Инструкция № 59) внесены следующие изменения:

  • определено, что принцип плановости внешних оценок качества работы Аудиторов (далее – внешняя оценка) заключается в осуществлении обязательных полных (комплексных) внешних оценок (далее – плановые внешние оценки) (п. 13 Инструкции № 59);
  • конкретизировано, что график внешних оценок в части плановых внешних оценок формируется исходя из риск-ориентированного подхода (п. 14 Инструкции № 59);
  • определено, что проведение внеплановой внешней оценки (за исключением проведения внеплановой полной (комплексной) внешней оценки) не освобождает от проведения плановой внешней оценки (п. 15 Инструкции № 59);
  • установлен период проведения АП мониторинга системы внутренней оценки – не более 30 рабочих дней (п. 20 Инструкции № 59);
  • конкретизировано, что только перечисленная информация графика внешних оценок является открытой и общедоступной, которая размещается на сайте АП до 30 ноября года, предшествующему году проведения внешних оценок: количество внешних оценок; основания проведения внешних оценок; количество аудиторов, планируемых к привлечению в качестве специалистов по внешней оценке; планируемые даты начала и периоды проведения внешних оценок (п. 23 Инструкции № 59);
  • определено, что годом проведения внешних оценок понимается год, начинающийся с 1 апреля года, следующего за годом составления графика (п. 23 Инструкции № 59);
  • установлен срок ежегодного представления Аудиторами в АП информации о выполненных аудиторских заданияхне позднее 1 августа (п. 25 Инструкции № 59);
  • уточнена закрытая информация графика внешних оценок (п. 26 Инструкции № 59);
  • сокращено количество дней представления АП проекта отчета по результатам внешней оценки Аудитору, внешняя оценка которого осуществлялась, (с 30 до 15 календарных дней с даты окончания срока проведения внешней оценки) (п. 47 Инструкции № 59);
  • определен срок (15 календарных дней с даты получения окончательного отчета по результатам внешней оценки), в течение которого Аудитор, внешняя оценка которого осуществлялась, может обратиться в соответствующий специализированный орган АП для пересмотра результатов внешней оценки в порядке, установленном правилами АП по внешней оценке, в случае несогласия с содержанием окончательного отчета по результатам внешней оценки (п. 48 Инструкции № 59);
  • уточнено, что к первой категории относятся, в том числе Аудиторы, у которых по результатам внешней оценки АП не выявлены нарушения (п. 51 Инструкции № 59);
  • дополнен перечень нарушений, выявленных по результатам внешней оценки Аудиторской палаты, которые признаются грубыми (п. 51 Инструкции № 59):

• по результатам оказания аудиторских услуг Аудитором не составлены итоговые документы, предусмотренные законодательством;

• нарушение Аудитором требования, установленного абз. 10 ст. 15 Закона;

• несоблюдение Аудитором принципов независимости и (или) конфиденциальности;

• отсутствие организованной системы внутренней оценки и (или) непроведение Аудитором процедур внутренней оценки, установленных внутренними правилами аудиторской деятельности;

• нарушение аудитором-ИП требования, установленного п. 1 ст. 7 Закона;

• нарушение Аудитором соответствующих требований, установленных п. 5 ст. 7, п. 3 ст. 8 Закона;

• непредставление, несвоевременное представление информации либо представление информации, содержащей неполные или недостоверные сведения, требования по представлению которой установлены п. 9 ст. 6 Закона, ч. 2 п. 8 Инструкции о порядке ведения реестра, п. 2 Инструкции о требованиях к представляемой аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в Аудиторскую палату информации о своей деятельности и сроках представления такой информации, утв. постановлением Минфина от 18.10.2019 № 57, абз. 6 и 7 п. 25 Инструкции № 59;

  • определено, что решение о применении мер воздействия, подготовленное по результатам внешней оценки АП, должно содержать меру воздействия, определенную к применению в отношении Аудитора по результатам внешней оценки, а также указания об устранении нарушений (далее – указания), сроки устранения нарушений, иную информацию, установленную АП (п. 55 Инструкции № 59);
  • установлено, что отчет по результатам внешней оценки также подписывается всеми специалистами по внешней оценке, включенными в рабочую группу по внешней оценке. Итоговые документы по внешней оценке составляются не менее чем в двух экземплярах. При этом первый экземпляр итоговых документов передается под роспись руководству Аудитора, внешняя оценка которых осуществлялась, второй экземпляр с росписью получателя остается в АП и приобщается к рабочим документам по внешней оценке (п. 56 Инструкции № 59);
  • конкретизировано, что в аудиторский реестр включаются сведения о результатах внешней полной (комплексной) оценке, осуществленной Аудиторской палатой (п. 57 Инструкции № 59);
  • уточнено, что в случае применения меры воздействия в виде приостановления членства в АП палата вправе в решение о применении мер воздействия включить указание об обязательном привлечении Аудитором эксперта по внутренней оценке для осуществления оценки качества выполнения аудиторских заданий по договорам оказания аудиторских услуг, заключенным этими Аудиторам до вынесения решения о применении меры воздействия, срок окончания оказания услуг по которым истекает в период приостановления членства (п. 60 Инструкции № 59);
  • определено, что в случае применения меры воздействия в виде исключения из членов Аудиторской палаты Аудитор обязаны завершить оказание аудиторских услуг по договорам оказания аудиторских услуг, заключенным до вынесения решения о применении мер воздействия, с привлечением эксперта по внутренней оценке, назначенного по согласованию с АП (п. 60 Инструкции № 59);
  • уточнено, что применение мер воздействия не освобождает Аудитора от исполнения указаний, определенных в решении АП о применении мер воздействия, с соблюдением установленных в этом решении сроков. Аудиторы обязаны своевременно уведомить АП об исполнении указаний, определенных в решении о применении мер воздействия, с предоставлением подтверждающих документов (п. 61 Инструкции № 59);
  • уточнено, что исполнение указаний Аудитором не является основанием для изменения категории, присвоенной ему в заключении о качестве работы, до проведения следующей внешней оценки (п. 61 Инструкции № 59);
  • определено, что неисполнение Аудитором указаний в установленные в решении АП о применении мер воздействия сроки может послужить основанием для принятия в установленном АП порядке рассмотрения дел о применении мер воздействия решения о:

• применении иных мер воздействия, применимых в рамках присвоенной в результате внешней оценки категории, либо

• изменении категории с применением соответствующих этой категории мер воздействия (п. 61 Инструкции № 59).

 

Обратите внимание! С 20.02.2021 – дата вступления в силу постановления № 6, рабочая документация, итоговые документы аудита должны быть подготовлены и аудиторские процедуры проведены с учетом требований, установленных этим постановлением.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений