$

1.9984 руб.

2.3272 руб.

Р (100)

3.1481 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Итоги

Между Renault и Genesis

18.01.2018

Белорусы в прошлом году активно пересаживались на новые автомобили. Данный тренд сохранится и в 2018-м, прогнозируют автодилеры.

Члены Белорусской автомобильной ассоциации удовлетворены прошлогодним ажиотажным спросом на свою продукцию. «Расходилась как горячие пирожки», «в автосалонах было много посетителей», «покупатели денег не жалели, уезжали на «железных конях» в хорошем настроении» – такие характеристики автосезона-2017 звучали на их встрече с журналистами.

В самом деле, в нашей стране дилерами БАА было реализовано 34 255 автомобилей без пробега, что на 29% превышает уровень продаж предыдущего года. Ниже представлены предпочтения наших соотечественников в общем перечне легкового и коммерческого автотранспорта.

Итоги-2017: объем продаж по маркам

Марка автомобиля

Объем продаж, шт.

1. Renault

10 451

2. Volkswagen

5591

3. LADA

3509

4. Nissan

1971

5. Škoda

1952

6. GAZ

1807

7. Kia

1741

8. Hundai

1586

9. Toyota

820

10. Ford

680

11. BMW

537

12. Geely

480

13. Mercedes-Benz

407

14. Mazda

407

15. Audi

395

16. Lifan

352

17. Peugeot

333

18. Шевроле-Нива

261

19. Chery

233

20. Citroen

213

21. Mitsubishi

201

22. Land Rover

187

23. Volvo

169

24. Suzuki

85

25. Subaru

78

26. Jaguar

43

27. Porsche

42

28. Dong Feng

25

29. Haval

25

30. Changan

14

31. MINI

11

32. Genesis

1

В рейтинге предпочтений у лидера Renault наиболее ощутимая количественная прибавка по отношению к уровню продаж 2016 года – 2031 автомобиль. Вместе с ним в ТОР-5 по этому показателю вошли LADA, Volkswagen, Hundai и Kia. В то же время скромный прирост наблюдался по таким известным маркам как Jaguar, Mitsubishi +6 и +2 автомобиля соответственно.

Правда, у некоторых брендов сторонников в нашей стране убавилось. Больше всего автолюбителям почему-то разонравилась Toyota, дилер которой продал в прошлом году на 441 автомобиль меньше, чем в предыдущем. «Минусовала» реализация на белорусском рынке и таких марок как Peugeot, Volvo, Subaru, Porsche, Land Rover и Шевроле-Нива.

Председатель правления БАА Сергей МИХНЕВИЧ, комментируя прошлогодние тенденции, отметил, что подъем отечественного авторынка произошел отнюдь не из-за повышения уровня жизни и улучшения благосостояния нашего населения. Главным фактором роста явились позитивные изменения в условиях кредитования и лизинга. Автодилеры воспользовались, в частности, снижением банковских ставок по кредитам, предложив клиентам привлекательные финансовые схемы расчетов за приобретенные новые автомобили.

Вторым по значимости фактором стало улучшение общеэкономической ситуации, которая вселила оптимизм в потенциальных покупателей. Часть автолюбителей и юридических лиц решились на приобретения в надежде, что тема жесткой экономии уже не столь актуальна. В этом же ряду покупатели, находившиеся в условной группе «отложенного спроса», у которых транспортное средство наконец-то переместилось на позицию приоритетной покупки. Еще один важный фактор роста – сужение потока «серого» ввоза в Беларусь автомобилей. По оценкам экспертов БАА, он в течение прошлого года снизился более, чем в 2,5 раза и сегодня составляет порядка 8% объема легального рынка.

Названные факторы все еще продолжают действие, поэтому автодилеры оптимистично настроены на сохранение позитивных тенденций на отечественном рынке и в текущем году. Правда, прошлогодней динамики роста не ожидают, но даже в консервативном варианте прогноза рассчитывают на увеличение продаж автомобилей на 5% по отношению к уровню 2017 года. Однако, если «звезды сойдутся», то прибавка может оказаться весомее – до 10% и даже выше. Успешный сценарий связывается прежде всего с сохранением «правил игры» банковским сектором, возможностью доступа клиентов автосалонов к заемным средствам и с умеренными ставками.

Очевидны и потенциальные угрозы дальнейшему подъему белорусского авторынка. Один из рисков связан с системой электронных паспортов на транспортные средства, которая, согласно интеграционным договоренностям, заработает в ЕАЭС с 1 июля 2018 г. Не за горами старт нововведения, но членам БАА все еще не до конца ясен механизм функционирования данной системы. Кроме того, подготовка ее «запуска» требует участия госструктур, а наши чиновники пока не проявляют должной активности. Поэтому в Беларуси полноценный ввод национальной части системы в объявленный срок может сорваться.

Если с выдачей электронных паспортов на автомобили действительно возникнут проблемы, то это повлечет сбои в работе отечественных автодилеров. Ведь они тесно связаны деловыми взаимоотношениями с партнерами из России. Достаточно сказать, что в прошлом году более 80% автомобилей, реализованных в нашей стране, были изготовлены на российских заводах – дочерних предприятиях ведущих иностранных автопроизводителей.

Члены БАА опасаются и последствий еще одного требования, также вступающего в действие в ЕАЭС с 1 июля 2018 г., – уровень локализации автомобилей, производимых в режиме промышленной сборки, для свободного перемещения на территорию остальных участников ЕАЭС должен быть не ниже 50% (сегодня достаточный уровень – 30%). Как считают в БАА, ужесточение условия по свободному перемещению между странами ЕАЭС создаст дополнительный барьер для автобизнеса. При этом даже временная приостановка поставок транспортных средств в наши автосалоны способна серьезно отразиться на годовых планах продаж и дестабилизировать отечественный авторынок.

Автор публикации: Михал СТЕЛЬМАК