Между Renault и Genesis
Белорусы в прошлом году активно пересаживались на новые автомобили. Данный тренд сохранится и в 2018-м, прогнозируют автодилеры.
Члены Белорусской автомобильной ассоциации удовлетворены прошлогодним ажиотажным спросом на свою продукцию. «Расходилась как горячие пирожки», «в автосалонах было много посетителей», «покупатели денег не жалели, уезжали на «железных конях» в хорошем настроении» – такие характеристики автосезона-2017 звучали на их встрече с журналистами.
В самом деле, в нашей стране дилерами БАА было реализовано 34 255 автомобилей без пробега, что на 29% превышает уровень продаж предыдущего года. Ниже представлены предпочтения наших соотечественников в общем перечне легкового и коммерческого автотранспорта.
Итоги-2017: объем продаж по маркам
Марка автомобиля |
Объем продаж, шт. |
1. Renault |
10 451 |
2. Volkswagen |
5591 |
3. LADA |
3509 |
4. Nissan |
1971 |
5. Škoda |
1952 |
6. GAZ |
1807 |
7. Kia |
1741 |
8. Hundai |
1586 |
9. Toyota |
820 |
10. Ford |
680 |
11. BMW |
537 |
12. Geely |
480 |
13. Mercedes-Benz |
407 |
14. Mazda |
407 |
15. Audi |
395 |
16. Lifan |
352 |
17. Peugeot |
333 |
18. Шевроле-Нива |
261 |
19. Chery |
233 |
20. Citroen |
213 |
21. Mitsubishi |
201 |
22. Land Rover |
187 |
23. Volvo |
169 |
24. Suzuki |
85 |
25. Subaru |
78 |
26. Jaguar |
43 |
27. Porsche |
42 |
28. Dong Feng |
25 |
29. Haval |
25 |
30. Changan |
14 |
31. MINI |
11 |
32. Genesis |
1 |
В рейтинге предпочтений у лидера Renault наиболее ощутимая количественная прибавка по отношению к уровню продаж 2016 года – 2031 автомобиль. Вместе с ним в ТОР-5 по этому показателю вошли LADA, Volkswagen, Hundai и Kia. В то же время скромный прирост наблюдался по таким известным маркам как Jaguar, Mitsubishi +6 и +2 автомобиля соответственно.
Правда, у некоторых брендов сторонников в нашей стране убавилось. Больше всего автолюбителям почему-то разонравилась Toyota, дилер которой продал в прошлом году на 441 автомобиль меньше, чем в предыдущем. «Минусовала» реализация на белорусском рынке и таких марок как Peugeot, Volvo, Subaru, Porsche, Land Rover и Шевроле-Нива.
Председатель правления БАА Сергей МИХНЕВИЧ, комментируя прошлогодние тенденции, отметил, что подъем отечественного авторынка произошел отнюдь не из-за повышения уровня жизни и улучшения благосостояния нашего населения. Главным фактором роста явились позитивные изменения в условиях кредитования и лизинга. Автодилеры воспользовались, в частности, снижением банковских ставок по кредитам, предложив клиентам привлекательные финансовые схемы расчетов за приобретенные новые автомобили.
Вторым по значимости фактором стало улучшение общеэкономической ситуации, которая вселила оптимизм в потенциальных покупателей. Часть автолюбителей и юридических лиц решились на приобретения в надежде, что тема жесткой экономии уже не столь актуальна. В этом же ряду покупатели, находившиеся в условной группе «отложенного спроса», у которых транспортное средство наконец-то переместилось на позицию приоритетной покупки. Еще один важный фактор роста – сужение потока «серого» ввоза в Беларусь автомобилей. По оценкам экспертов БАА, он в течение прошлого года снизился более, чем в 2,5 раза и сегодня составляет порядка 8% объема легального рынка.
Названные факторы все еще продолжают действие, поэтому автодилеры оптимистично настроены на сохранение позитивных тенденций на отечественном рынке и в текущем году. Правда, прошлогодней динамики роста не ожидают, но даже в консервативном варианте прогноза рассчитывают на увеличение продаж автомобилей на 5% по отношению к уровню 2017 года. Однако, если «звезды сойдутся», то прибавка может оказаться весомее – до 10% и даже выше. Успешный сценарий связывается прежде всего с сохранением «правил игры» банковским сектором, возможностью доступа клиентов автосалонов к заемным средствам и с умеренными ставками.
Очевидны и потенциальные угрозы дальнейшему подъему белорусского авторынка. Один из рисков связан с системой электронных паспортов на транспортные средства, которая, согласно интеграционным договоренностям, заработает в ЕАЭС с 1 июля 2018 г. Не за горами старт нововведения, но членам БАА все еще не до конца ясен механизм функционирования данной системы. Кроме того, подготовка ее «запуска» требует участия госструктур, а наши чиновники пока не проявляют должной активности. Поэтому в Беларуси полноценный ввод национальной части системы в объявленный срок может сорваться.
Если с выдачей электронных паспортов на автомобили действительно возникнут проблемы, то это повлечет сбои в работе отечественных автодилеров. Ведь они тесно связаны деловыми взаимоотношениями с партнерами из России. Достаточно сказать, что в прошлом году более 80% автомобилей, реализованных в нашей стране, были изготовлены на российских заводах – дочерних предприятиях ведущих иностранных автопроизводителей.
Члены БАА опасаются и последствий еще одного требования, также вступающего в действие в ЕАЭС с 1 июля 2018 г., – уровень локализации автомобилей, производимых в режиме промышленной сборки, для свободного перемещения на территорию остальных участников ЕАЭС должен быть не ниже 50% (сегодня достаточный уровень – 30%). Как считают в БАА, ужесточение условия по свободному перемещению между странами ЕАЭС создаст дополнительный барьер для автобизнеса. При этом даже временная приостановка поставок транспортных средств в наши автосалоны способна серьезно отразиться на годовых планах продаж и дестабилизировать отечественный авторынок.