$

2.4826 руб.

2.9240 руб.

Р (100)

3.4226 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Транспорт

Метро в Минске и у соседей: факты из жизни метрополитена

06.06.2021
Метро в Минске и у соседей: факты из жизни метрополитена
Фото: metropoliten.by

Как развивается минский метрополитен и какое место он занимает среди своих соседей в СНГ и в мире

На территории постсоветских стран действуют 18 метрополитенов. Из них в России – 8 «подземок», в Украине – 4. В других государствах – Беларуси, Грузии, Армении, Азербайджане, Узбекистане, Казахстане – работает по одному метро. Все метрополитены, кроме казахстанского, были построены во времена СССР. А всего в мире метрополитены есть у 59 стран в 187 городах.

Минское метро по количеству действующих станций занимает 4 место среди стран СНГ после московского, петербургского и киевского. Наш метрополитен сравнительно молодой – ему всего 36 лет, он насчитывает 33 станции. Его протяженность – 40,8 км. 

Самый «старый» метрополитен на территории бывшего СССР и он же самый быстрорастущий – московский: ему 86 лет. По данным на конец 2020 года, там действуют 241 станция. Самый молодой метрополитен в СНГ – в Алматы. Он открыт в 2011 году. Сейчас там действуют 9 станций.

В мире самым старым считается лондонское метро – оно начало свой отсчет с 1863 года. По количеству станций среди метрополитенов мира лидирует Нью-Йорк (472), а по длине – Пекин (727 км). Самым «миниатюрным» считается метро «Тюнел» в Стамбуле – там всего 2 станции, его протяженность – 0,5 км.

 

Стоимость проезда в метро в Минске: удобство – в количестве, выгода – в цене

Минское метро называют одним из самых комфортных в постсоветских странах. Но и на уровне мира наш метрополитен выглядит прилично – не только из-за действующего количества станций, доступной связи и интернета в подземке (что тоже немаловажно), но и цены на проезд.

 

Стоимость одной поездки в минском метро составляет сегодня 0,80 руб., или 0,33 USD.

 

Оплатить проезд можно разовым жетоном. Выгоднее купить проездной (бесконтактную карту Метро или Минсктранса) с ограниченным количеством поездок или определенным сроком действия без ограничения поездок – они позволяют сэкономить 5% на 10 поездках и около15% на 100. Можно не покупать проездной или жетон, а проходя через турникет, просто приложить к валидатору свою банковскую карту – с нее спишется плата за проезд.

Интересно, что покупка жетона остается популярным средством оплаты проезда наравне с бесконтактной картой Минсктранса – в 2019 и 2020 гг. их выбирали по 33-35% пассажиров.

 

Льготы на проезд в метро

Среди постсоветских стран стоимость проезда в минском метро по дороговизне находится на третьем месте – после Москвы и Санкт-Петербурга.

Так, в Киеве одна поездка стоит 8 UAN (0,29 USD), в Москве стоимость проезда зависит от тарифной зоны – около 46 RUB (0,62 USD), в Санкт-Петербурге – 60 RUB (0,81 USD), в Ереване – 100 AMD (0,19 USD), в Алматы – 80 KZT (0,19 USD), в Ташкенте – 1400 UZS (0,13 USD), в Баку – 0,30 AZN (0,18 USD), в Тбилиси – 0,5 GEL (0,2 USD).

Но нужно еще учитывать, что в каждом метрополитене своя система расчета оплаты проезда, свои льготы. Как правило, цена одной поездки – самая высокая. Наибольшая экономия достигается при покупке проездных с большим количеством поездок. Кроме того, не везде в постсоветских странах действуют льготы для детей.

 

В минском метро проезд фактически бесплатный для детей до 18 лет – льгота действует для детей до 7 лет и далее – для учащихся средних школ при наличии подтверждающего документа (заверенной справки со школы). Такая льгота действует фактически только в Беларуси.

 

В основном в метрополитенах постсоветских стран льгота действует на бесплатный проезд для детей до 7 лет (в Киеве – до 6 лет), а, например, в Казахстане проезд для детей оплачивается по 50% стоимости проезда.

Стоимость проезда в метро европейских стран начинается от 0,58 USD (Румыния). Около доллара с небольшим стоит проезд в подземке в Варшаве, Праге, Бухаресте. Парижское и лондонское метро – самые дорогие, там проезд стоит примерно 1,9 EUR (2,32 USD) и 5-6 GBP (8 USD) соответственно. Но опять же все зависит от того, купите вы билет на одну поездку либо проездной на несколько – стоимость проезда будет существенно меняться.

 

Пандемия сбила статистику

Метро в белорусской столице очень популярно. При выборе общественного транспорта каждый четвертый пассажир предпочитает «подземку». Но из-за пандемии и неоднократно закрываемого минского метрополитена во время послевыборных событий в 2020 году пассажиропоток сократился на четверть по сравнению с 2019 годом. В среднем за это время подземкой пользовались 600 тыс. человек в день. Ранее оборот пассажиропотока уверенно составлял до 800 тыс. человек в сутки, или около 300 млн человек в год.

В сравнении с другими метрополитенами минское метро – не самое загруженное. Больше всего перевозят пассажиров в Азии (в Пекине, Токио, Шанхае). Например, в Пекине метро в год перевозит 3,8 млрд человек. Московский метрополитен – на шестом месте по пассажиропотоку в мире: примерно 2,5 млрд человек.

 

Станции метро в Минске: и скромно, и не глубоко


Строительство метро для Минска – дорогое удовольствие. Стоимость одного километра нового участка третьей – Зеленолужской – линии, введенной в эксплуатацию в ноябре 2020 года, составила около 70 млн USD. В планах у Минска – продлить третью и построить кольцевую линии. Когда это будет, можно лишь предположить: четыре станции Зеленолужской линии длиной 3,53 км строили почти 6 лет.

И все же это не так дорого в мировом масштабе, где средняя стоимость одного километра начинается от 100 млн USD. Но, например, в Сеуле на строительство 1 км метро тратят 35 млн USD, в Дели – от 15 до 45 млн. А в Токио и Амстердаме 1 км стоит около 1 млрд USD (из-за сейсмической активности и сложного гидрорельефа). Рекорд по стоимости установили в Нью-Йорке: из-за сложного строительства в скале километр новой ветки метро на Манхэттене обошелся в 1,3 млрд USD.

На цену строительства в первую очередь влияют гидрогеологические условия и сложность проводимых работ. Нельзя сказать, что строительство минской подземки было самым простым: именно из-за близости грунтовых вод минское метро – одно из самых неглубоких в СНГ. Самая глубокая станция метрополитена – «Юбилейная площадь» – 32 м. В СНГ самым глубоким по количеству станций является метро Санкт-Петербурга (пять станций с глубиной от 70 до 102 м), в Киеве станция «Арсенальная» расположена на глубине 105,5 м, в Москве самая глубокая станция на уровне 73 м («Парк Победы»).

По красоте станций минское метро достаточно скромное, не пафосное. Из-за небольшой глубины эскалаторы есть только на 9 станциях. Самой красивой минчане считают станцию «Петровщина». Новые станции на Зеленолужской линии – «Ковальская слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь» – достаточно необычны по дизайну, выбиваются из общего минималистичного стиля метрополитена.

Самая загруженная станция – «Каменная горка». В 2020 году ее посетили почти 18 млн пассажиров. На втором месте – «Площадь Ленина» (почти 14 млн человек). На третьем – «Уручье» (почти 13,5 млн). Далее в списке самых загруженных идут «Площадь Якуба Коласа» (12,3 млн), «Малиновка» (10,8 млн) и «Академия наук» (10,2 млн).

 

Безопасность в метро в Минске:  меры приняты

По статистике, метро входит в число самых уязвимых общественных территорий – там чаще всего происходят теракты, аварии, пожары. После теракта, случившегося в апреле 2011 года на станции «Октябрьская», когда погибло 15 человек и более 400 пострадали, минский метрополитен усилил меры безопасности, введя систему досмотра пассажиров.

 

Все станции оборудованы сканерами, анализаторами паров взрывчатых веществ и другими специальными устройствами обнаружения.

 

В других странах также стараются сделать метро безопасным. Например, в Барселоне вагоны взрывобезопасные, в Копенгагене метро фактически автоматическое, поезда идут без машинистов. В канадском Эдмонтоне внедрена система распознавания взрывчатки даже на ламинированных билетах для оплаты, которые сразу передают информацию службе охраны.

 

Скачать схему метро Минск 

 

Также читайте:

Минское метро: станции и правила
 

Автор публикации: Алена ЛАНДЫРЬ


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное