Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Кадры
24.03.2017 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Местные власти возьмутся за кадры:— без их ведома запрещается принимать и увольнять

Новая реальность белорусских трудовых отношений: «ни в коем случае нельзя сокращать и увольнять людей без согласования с местными органами власти». Это требование, выдвинутое Президентом Александром Лукашенко во время рабочей поездки в Могилевскую область 21 марта, уже принято к исполнению. Такой способ борьбы с безработицей начал действовать: некоторые предприятия уже получили от исполкомов прямые указания на сей счет.

Одно из таких распоряжений со ссылкой на декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» прямо запрещает с 20 марта 2017 г. принимать и увольнять работников организации без письменного согласования с райисполкомом, а также скрывать вакансии. Персональная ответственность за невыполнение данного поручения возлагается не только на руководителя организации, но и на специалистов кадровых служб… вплоть до увольнения.

Сведения об имеющихся вакансиях в организации следует немедленно (например, по распоряжению Клецкого райисполкома – до 22 марта) представить в отделы организационно-кадровой работы райисполкомов. Далее эти сведения надо будет «рассекречивать» ежемесячно до 3-го числа.

«Данное решение продиктовано не намерением застопорить процесс увольнений и приема на работу. Есть недобросовестные работники, которые не держатся за работу. Естественно, руководитель таких людей держать не будет. И не надо, – заявил Президент. – Сегодня, когда я требую среднюю зарплату в 1 тысячу рублей, уже некоторые подумывают: да, дадим тысячу, но сократим энное количество людей, в том числе нормальных работников. Вот этого без согласования с местными органами власти делать нельзя».

Похоже, руководителям «подумывать» о «грязном» повышении зарплат уже не придется. У них новая забота: срочно сдавать все сведения о работниках местным «ждунам» в отделах организационно-кадровой работы. Между тем предприятия давно обложены со всех сторон предписаниями по ведению кадровой работы и угрозами за ее нарушение.

Например, в соответствии со ст. 21 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели обязаны письменно уведомлять органы занятости о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 5 дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. Они также должны информировать органы занятости о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с законодательством были уведомлены органы занятости, в день заполнения. А о возможных массовых высвобождениях работников необходимо пред­ставлять в органы занятости и профсоюз письменную информацию своевременно – не позднее чем за 3 месяца.

При этом не менее чем за 2 ме­сяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников следует письменно уведомлять органы занятости по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников. Нарушение этих требований грозит штрафом по п. 3 ст. 9.15 КоАП: от 5 до 20 базовых величин.

По-видимому, этого недостаточно. Теперь гайки закручиваются настолько, что каждый кадровый шаг придется делать только с письменного разрешения райисполкома. Больше оперативности и нервозности, надо полагать, никому не повредит. Очередные меры странным образом сочетаются с недавними обещаниями сократить и упростить административные процедуры в рамках очередной кампании рас­крепощения бизнеса.

Между тем есть случаи, когда решение об увольнении не терпит отлагательств. Например, согласно подп. 1.4 п. 1 Директивы Президента от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» наниматель обязан обеспечить безусловное при­влечение работников организаций к дисциплинарной от­ветственности вплоть до увольнения за некоторые нарушения. В частности, за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы. Как теперь понимать эту «безусловность»? Законопослушно­му нанимателю придется как-­то лавировать между пред­писанными обязанностями и местными вла­стями. Остается выяснить, как будем делить ответственность.

Согласно подп. 4.1 п. 4 Декрета Президента от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» руководитель пер­сонально отвечает за производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину в организации. Более того, сокрытие руководителем фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение виновных лиц к ответственности за такие нарушения признается грубым нарушением руководителем своих трудовых обязанностей. Слиш­ком снисходительному руководителю по Декрету № 5 самому грозит дисциплинарная ответственность – вплоть до увольнения с занимаемой должности по дискредитирующим обстоятельствам. И попробуй объяснить, что ты не смог уволить работника за прогул или за пьянку, потому что не получил высшего райисполкомовского согласования. Придется отвечать либо долж­ностью, либо кошельком, по­скольку административную от­ветственность за нарушение законодательства о труде никто не отменял.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by