Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Местные бюджеты всегда поддержит республиканский

Фото: freepik.com

Примерно четвертую часть потребности белорусских регионов в ресурсах покрывает республиканский бюджет. Минфин не видит в этом проблемы, вопросы возникают, когда аппетиты на местах не соответствуют возможностям.

Трансферты для выполнения социальных гарантий

Уровень дотационности районов Беларуси сильно отличается – варьируется от 0,2% до 71%. Большая разница обусловлена в основном тем, что уровень развития экономики не во всех регионах страны одинаковый. Тем не менее выполнять социальные функции региональным властям необходимо.

Расходы на социальную сферу финансируются в основном за счет местных бюджетов. Именно регионы обеспечивают предоставление населению основных социальных услуг (в т.ч. образовательных, медицинских, транспортных, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства).

Cеливерстов.jpg
      Юрий Селиверстов

Поэтому в Беларуси много лет практикуется фискальное выравнивание, когда республиканский бюджет за счет межбюджетных трансфертов покрывает регионам недостающие ресурсы.

Доходная база местных бюджетов в среднем на 75% формируется за счет собственных источников доходов. Оставшиеся 25% покрывает республиканский бюджет. В текущем году в форме дотаций из республиканского бюджета регионы получат 5,7 млрд руб., еще 3,3 млрд руб. – в виде субвенций.

Уровень фискального выравнивания, который сложился в Беларуси, эксперты международных организаций считают высоким, и нет почти никаких сомнений, что такая ситуация сохранится в будущем.

«Выровнять – это, прежде всего, дать возможность профинансировать базовые услуги, обеспечить социальные гарантии. При этом важно сохранить и стимулы для местных органов власти по развитию регионов. Именно на решение этих задач и направлена реализуемая бюджетно-налоговая политика», – заявил министр финансов Юрий Селиверстов, выступая на семинаре в Палате представителей по вопросам бюджетного процесса.

По его словам, выстроенные сегодня межбюджетные отношения полностью исключают влияние конъюнктурных факторов на исполнение местных бюджетов. Все риски в основном лежат на республиканском бюджете, и это обеспечивает стабильность местных бюджетов, уточнил глава Минфина.

По мнению регулятора, важно не допустить существенных различий в обеспеченности ресурсами регионов и тем самым гарантировать относительно равный пакет бюджетных услуг и социальных гарантий гражданам, независимо от их места проживания. То есть, если говорить просто, отдельные регионы не должны страдать из-за того, что на их территории нет нефтеперерабатывающего завода, пояснил министр финансов.

Насущные вопросы

eseverin.jpg
          Эдуард Северин

Депутат Палаты представителей Эдуард Северин, обращаясь к главе Минфина, спросил об исполнении местных бюджетов.

Отвечая на вопрос, Ю. Селиверстов обратил внимание, что в ряде случаев людям на местах хотелось бы осуществить ряд проектов и профинансировать их быстрее. Но не всегда эти желания совпадают с возможностями местных бюджетов. Важно, чтобы на местах не формировался разрыв между доходами и расходами. Иначе возникают объекты незавершенного строительства, растет потребность в привлечении заимствований, а у отдельных регионов потом появляются сложности эти долги обслуживать. Поэтому глава Минфина рекомендовал на местах «реально оценивать» свои ресурсы и возможности.

Депутат Палаты представителей Виталий Уткин задал еще один актуальный вопрос, касающийся возможностей регионов получить дополнительное финансирование в рамках корректировки бюджета. Такие ассигнования предоставить теоретически можно, отметил глава Минфина. При этом он уточнил, что данные возможности появляются, когда экономическая ситуация развивается хорошо и удается пополнить резервные фонды.

vutkin.jpg
          Виталий Уткин

Такие фонды в Беларуси формируются в т.ч. и для нивелирования негативного влияния внешних экономических факторов, а также для поддержания финансовой устойчивости.

Комментируя ситуацию в сфере госфинансов в текущем году, Ю. Селиверстов отметил, что «несмотря на непростые экономические условия, бюджет уверенно справляется с исполнением своих обязательств, сохраняя социальную ориентированность».

Как известно, бюджет в 2023 г. был исполнен с профицитом, однако при этом все последние годы планируется с дефицитом, в т.ч. на текущий 2024 год.

Формирование дефицита бюджета при проведении разумной долговой политики не является чем-то негативным, это общемировая практика, подчеркнул министр финансов. В связи с этим он обратил внимание, что главным показателем оценки долговой устойчивости страны является отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту.

В Беларуси согласно программе действий правительства на период до 2025 г. этот показатель не должен превышать контрольное значение – 40% ВВП. На сегодня, по данным Минфина, значение этого показателя составляет 31,8% ВВП.

В европейских странах, отметил Ю. Селиверстов, до недавнего времени считался нормальным уровень долговой нагрузки на уровне 60%. Таким образом, в Беларуси сейчас данный показатель вдвое ниже и, по мнению Минфина, госдолг находится на стабильном и безопасном уровне.

При этом в министерстве считают важным включение в ежегодные законы о бюджете лимитов госдолга (прямого и гарантированного), «которые служат ориентиром для контроля за уровнем заимствований».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений