$

2.4100 руб.

2.6772 руб.

Р (100)

3.4096 руб.

Ставка рефинансирования

8.00%

Актуально

Меры поддержки экономики: комментарий к Указу Президента № 143

25.04.2020
Меры поддержки экономики: комментарий к Указу Президента № 143
Фото: ruinformer.com

В целях минимизации влияния мировых кризисных явлений (пандемии) на экономику страны приняты Указ № 1411, Указ № 1432.

Уплата части прибыли (дохода), подлежащая перечислению в бюджет, производится ежемесячно равными долями в мае-декабре 2020 г. не позднее 22-го числа каждого месяца.

Часть прибыли (дохода) подлежит перечислению в бюджет хозяйственными обществами, общими собраниями участников которых принято решение о выплате дивидендов по итогам года, по результатам работы за 2019 год в соответствии с положениями Указа № 6373.

 

Справочно: перечисление части прибыли (дохода) в бюджет производится (ч. 5 п. 3-1 Указа № 637):

– не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (за I–III кварталы отчетного года);

– не позднее 22 марта года, следующего за отчетным (за IV квартал отчетного года).

 

Указ № 143

Указом № 143 предусмотрены различные преференции для организаций, виды экономической деятельности которых наиболее подвержены неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации.

Такие виды экономической деятельности по­именованы в приложении к Указу № 143 в соответствии с кодом общегосударственного классификатора ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности».

Местным органам власти предоставлено право:

– изменять установленные сроки уплаты в форме отсрочки с последующей рассрочкой и налогового кредита:

  • налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты;
  • арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащие уплате с 01.04.2020 по 30.09.2020.

Проценты за пользование отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются.

Право пользования отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом утрачивается при несоблюдении условия своевременной и полной уплаты в период их предоставления:

  • текущих платежей по налогам, сборам, иным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами;
  •  платежей в счет погашения сумм налогов, сборов, арендной платы, по которым предоставлены отсрочка, налоговый кредит.

При утрате права суммы платежей взыскиваются за весь период с начислением пеней, начиная со дня утраты права.

 

Отсрочка арендодателям

1. Сроки уплаты могут быть изменены и для арендодателей (ссудодателей), сдающих недвижимое имущество в аренду организациям, осуществляющим виды деятельности согласно приложению к Указу № 143 или оказывающим бытовые услуги населению при условии предоставления последним отсрочки по 30.09.2020 с последующей рассрочкой исполнения по 31.12.2020:

– по арендной плате за пользование имущест­вом;

– по возмещению ссудодателям расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией имущест­ва (амортизация (кроме бюджетных организаций); земельный налог; арендная плата; налог на недвижимость).

Обратите внимание! Проценты за пользование отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются.

Арендаторам (ссудополучателям) необходимо предоставить в адрес арендодателя (ссудодателя) заявление с указанием:

– срока отсрочки, в пределах по 30.09.2020;

– срок ежемесячных платежей по предоставляемой рассрочке;

размер ежемесячных платежей по предоставляемой рассрочке.

В течение 3 рабочих дней с даты получения заявления необходимо заключить дополнительное соглашение к договору аренды.

Юридическим лицам и ИП рекомендовано:

предоставлять арендаторам с учетом объема их выручки отсрочку по оплате арендной платы;

уменьшать размер арендной платы.

При предоставлении отсрочки днем сдачи арендодателем в аренду недвижимого имущества для целей исчисления НДС признается 31.12.2020, если день сдачи такого недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г.

2. Принимать решения об уменьшении сумм земельного налога и налога на недвижимость в течение II и III кварталов 2020 г., подлежащих уплате по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г.

3. Принимать решения об уменьшении суммы арендной платы в течение II и III кварталов 2020 г., подлежащей уплате по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г. (исключение: резиденты СЭЗ).

Для резидентов СЭЗ аналогичные решения принимаются администрациями СЭЗ.

Арендная плата в уменьшенном размере уплачивается на основании решения местного исполкома или администрации СЭЗ независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды, предусматривающего изменение размера арендной платы.

Действие распространяется на отношения, возникшие с 01.04.2020.

МНС разъяснен порядок применения положений Указа № 143:

  • письмо № 2-2-2/009344 в части налогообложения и налогового администрирования;
  • письмо № 3-1-9/00934-15 в части налогообложения ИП и физических лиц.

 

Письмо № 2-2-2/00934

Отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит (далее – отсрочка) предоставляются в отношении:

– налогов, сборов (пошлин) (местными органами власти (исполнительными и распорядительными)): 

  • подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г., с их погашением с 1 октября по 31 декабря 2020 г. ежемесячно равными долями не позднее последнего рабочего дня каждого месяца;
  • полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты;

– арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

 

Условия, при соблюдении которых организациям и ИП предоставляется отсрочка:

– основной вид осуществляемой деятельности организации или ИП должен быть включен в перечень, поименованный в приложении к Указу № 143;

– организация или ИП – арендодатель (ссудодатель) предоставляют в аренду имущество субъектам хозяйствования, осуществляющим виды деятельности, поименованные в приложении к Указу № 143, оказывающим бытовые услуги населению. Порядок предоставления отсрочки предусмотрен п. 6 Указа № 143.

Обратите внимание! Указом № 143 не предусмотрено предоставление субъекту хозяйствования – налоговому агенту отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита по подоходному налогу, удержанному с доходов физических лиц.

Плательщиками подоходного налога признаются физические лица.

Налог удерживается с доходов физических лиц при выплате заработной платы и иных приравненных к ней доходов и не является налоговым обязательством организации или ИП.

Местным органам власти, администрациям СЭЗ предоставлено право снижения в течение II и III кварталов 2020 г. подлежащих уплате в эти периоды сумм

  • налога на недвижимость;
  • земельного налога;
  • арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Преференции применяются по следующим срокам уплаты:

– налог на недвижимость – 22 июня и 22 сентября;

– земельный налог:

  • 15 апреля, 15 июля, 15 сентября – по земельным участкам сельскохозяйственного назначения;
  • 22 мая, 24 августа – по иным земельным участкам;

– арендная плата за земельные участки:

  • 22 мая и 24 августа для организаций, уплачивающих в соответствии с Указом от 01.03.2010 № 1016 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 101);
  • по срокам уплаты, указанным в договоре аренды и приходящимся на II и III кварталы для организаций, уплачивающих не в соответствии с Указом № 101.
Обратите внимание! Местные органы власти, администрации СЭС преференции устанавливают самостоятельно.

Субъектам хозяйствования необходимо само­стоятельно обратиться в указанные органы с обоснованием целесообразности включения их в перечень категорий плательщиков для поучения преференций.

 

Решение об уменьшении сумм налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки

При принятии решений об уменьшении сумм налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, подлежащих уплате плательщиками во II и III кварталах 2020 г., плательщикам сумм уменьшения необходимо отразить в соответствующих налоговых декларациях (расчетах):

 – по налогу на недвижимость организаций (приложение 7 к постановлению № 27) по строке 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» в графах 4 и 5;

– по земельному налогу (часть I приложения 8 к постановлению № 2) по строке «Сумма земельного налога, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате»:

· в графах 16, 18 и 20 – по землям сельскохозяйственного назначения;

· в графах 17 и 19 – по иным земельным участкам;

– по арендной плате за земельные участки (часть II приложения 8 к постановлению № 2) по строке «Сумма арендной платы, на которую уменьшается арендная плата, подлежащая уплате» в графах по соответствующим срокам уплаты, приходящимся на II и III кварталы 2020.

 

Срок наступления момента фактической реализации в целях исчисления НДС

Арендодателям, предоставившим арендаторам отсрочку по оплате арендной платы (подп. 6.1 п. 6 или п. 11 Указа № 143) сроки смещаются на 31.12.2020 в отношении арендной платы за недвижимое имущество, день сдачи в аренду которого приходится на период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. (п. 12 Указа № 143).

Справочно: недвижимое имущество – капитальные строения (здания, сооружения), в т.ч. права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, изолированные помещения, машино-места, их части, т.е. недвижимое имущество как государственной, так и частной формы собственности.

День сдачи в аренду определяется в соответствии с п. 10 ст. 121 НК8.

ЭСЧФ за период с 01.04.2020 по 30.09.2020 необходимо выставить в адрес арендаторов не позднее 10.01.2021.

В отношении арендной платы, приходящейся на период с 01.10.2020, исчисление и уплата НДС, а также выставление ЭСЧФ производятся в общеустановленном порядке.

При применении отсрочки по уплате НДС уточненная налоговая декларация (расчет) по НДС не представляется.

Обороты по сдаче имущества в аренду за период с 01.04.2020 по 30.09.2020 отражаются в налоговой декларации (расчете) за 2020 год, представляемой по сроку 20.01.2021.

 

Возврат НДС

Плательщикам по перечню, определяемому Совмином, зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущест­венных прав, производится за отчетные периоды с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о возврате.

Действие распространяется на отношения, возникшие с 01.04.2020.

 

Налог на прибыль

В состав внереализационных расходов юридическими лицами и ИП включаются затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в т.ч. ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Минздравом.

Действие распространяется на отношения, возникшие с 01.04.2020.

 

Затраты на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий

Письмо МНС № 3-1-9/00934-1
Для юридических лиц

В соответствии с подп. 2.5 п. 2 Указа № 143 затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в т.ч. ограничительных, мероприятий по перечню, определяемому Минздравом, включаются в состав внереализационных расходов.

Обратите внимание! Минздрав в настоящее время разрабатывает перечень.

После его принятия МНС дополнительно разъяснит данный вопрос.

 

Курсовые разницы

Порядок налогового учета курсовых разниц, выбранный организацией в соответствии с Указом № 5049, может быть изменен однократно в течение 2020 года путем внесения изменения в учетную политику этой организации и будет действовать в течение всего налогового периода.

Действие распространяется на отношения, возникшие с 01.04.2020.

 

Единый налог

Рекомендовано областным и Минскому городскому Советам депутатов в течение II и III кварталов 2020 г. уменьшать до 2 раз размер применяемых в этот период ставок единого налога, исходя из которых в соответствии с п. 9 ст. 4 Закона № 159-З10 производятся исчисление и уплата единого налога в 2020 году.

Справочно: плательщики единого налога исчисление и уплату единого налога производят:

– за январь 2019 г. – исходя из ставок, установленных решениями областных и Минского городского Советов депутатов, действовавшими в декабре 2018 г.;

– за февраль 2019 г. – декабрь 2020 г. – по наименьшим ставкам, установленным для осущест­вляемого вида деятельности и определяемым исходя из ставок, установленных соответствующими решениями областных и Минского городского Советов депутатов, действовавшими в декабре 2018 г., либо из ставок, определяемых для такого вида деятельности в соответствии с положениями ст. 1 Закона № 159-З. В случае если решениями областных и Минского городского Советов депутатов, действовавшими в декабре 2018 г., ставки единого налога не были установлены, – исходя из ставок, определяемых для осуществляемого вида деятельности в соответствии с положениями ст. 1 Закона № 159-З (п. 9 ст. 4 Закона № 159-З).

 

Индивидуальные предприниматели

ИП предоставлено право при условии уплаты в 2020 году единого налога в отношении видов деятельности, являющихся объектом налогообложения единым налогом, перейти с 1-го числа календарного месяца 2020 г. на иной порядок налогообложения с соблюдением условий его применения.

При переходе на УСН обязаны с 1-го по 20-е число календарного месяца, с которого они начинают применение в 2020 году УСН, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН с указанием даты такого перехода.

Обратите внимание! При переходе на иной порядок налогообложения необходимо внести изменения и (или) дополнения в налоговые декларации (расчеты) по единому налогу за отчетный квартал 2020 г., в котором осуществлен переход.

ИП – плательщики единого налога вправе перейти в 2020 году на иные режимы налогообложения.

 

Условия перехода

Правом перехода можно воспользоваться независимо от основного вида осуществляемой экономической деятельности.

ИП вправе перейти с уплаты единого налога на общий порядок налогообложения или на упрощенную систему налогообложения (УСН) с 1-го числа календарного месяца 2020 г.

Переход может быть осуществлен:

– на общий порядок налогообложения – начиная с 1 апреля 2020 г.;

– на УСН – начиная с 1 мая 2020 г.

 

Порядок перехода

При переходе на УСН необходимо с 1-го по 20-е число календарного месяца начала применения УСН представить в налоговый орган уведомление о переходе на УСН с указанием даты перехода.

Справочно: форма уведомления о переходе на УСН установлена постановлением № 2 (приложение 36).

При переходе на общий порядок налогообложения необходимо в установленные законодательством сроки представить налоговые декларации (расчеты) по подоходному налогу с физических лиц ИП, а также по иным налогам, плательщиками которых они признаются.

При переходе на иной порядок налогообложения необходимо внести изменения и (или) дополнения в налоговые декларации (расчеты) по единому налогу за отчетный квартал 2020 г., в котором осуществлен переход.

Пример 1. ИП – плательщик единого налога в 2019–2020 гг.

31.03.2020 представил налоговую декларацию по единому налогу за II квартал 2020 г., указав месяцы осуществления деятельности: апрель, май, июнь. В установленные сроки произвел уплату единого налога.

08.06.2020 в налоговый орган представил уведомление о переходе на УСН с 01.06.2020.

Одновременно внес изменения в налоговую декларацию по единому налогу за II квартал 2020 г. в части июня 2020 г.

Пример 2. ИП – плательщик единого налога в 2019–2020 гг.

31.03.2020 представил налоговую декларацию по единому налогу за II квартал 2020 г., указав месяцы осуществления деятельности: апрель, май, июнь. В установленный срок произвел уплату единого налога за апрель 2020 г.

29.04.2020 принял решение о переходе на общий порядок налогообложения с 01.04.2020.

Внес изменения в налоговую декларацию по единому налогу за II квартал 2020 г. за все месяцы отчетного квартала (апрель, май и июнь).

В установленные законодательством сроки необходимо представить в налоговый орган налоговые декларации по подоходному налогу и произвести уплату.

Пример 3. ИП с октября 2019 г. перешел с УСН на общий порядок налогообложения.

С 01.01.2020 уплачивает единый налог при предоставлении для краткосрочного проживания жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности.

Желает перейти на УСН с 01.05.2020.

ИП не вправе с 01.05.2020 перейти на УСН, поскольку не соблюдаются условия применения УСН, предусмотренные п. 4 ст. 324 НК (ИП прекратил применение УСН с октября 2019 г.).

Пример 4. ИП в 2020 году осуществляет оптовую и розничную торговлю:

– оптовая торговля – общий порядок налогообложения;

– розничная торговля – единый налог.

31.03.2020 представил налоговую декларацию по единому налогу за II квартал 2020 г., указав месяцы осуществления деятельности: апрель, май, июнь.

В установленный срок произвел уплату единого налога за апрель 2020 г.

Желает перейти на УСН с 01.05.2020.

ИП вправе в отношении всей деятельности (оптовой и розничной торговли) перейти на УСН с 01.05.2020 при условии:

– представления не позднее 20.05.2020 уведомления о переходе на УСН;

– соблюдения порядка применения УСН (размер валовой выручки нарастающим итогом за первые девять месяцев 2019 г. составляет не более 315,0 тыс. руб. (гл. 32 НК)).

Для проведения зачета или возврата единого налога в 2020 году в связи с временным неосущест­влением предпринимательской деятельности продолжительность временного неосуществления деятельности ИП, торгового объекта, объекта общественного питания, обслуживающего объекта может превышать 30 календарных дней.

 

Условия проведения зачета или возврата

Сумма единого налога, подлежащая зачету или возврату, определяется ИП самостоятельно в налоговой декларации по единому налогу на основании уведомления, подаваемого в налоговый орган не позднее дня, предшествующего дню временного неосуществления деятельности ИП, торгового объекта, объекта общественного питания, обслуживающего объекта (подп. 1.5 п. 1, п. 2 ст. 344 НК).

Справочно: сумма налога, подлежащая зачету или возврату, определяется путем умножения уплаченной за один месяц (дни месяца) суммы налога на отношение количества дней, в течение которых деятельность не осуществлялась, к количеству дней месяца, за которые был уплачен единый налог.

Зачет или возврат не производятся при установлении налоговыми органами фактов реализации товаров (работ, услуг) плательщиком в период действия обстоятельств, являющихся основанием для его зачета или возврата (п. 3 ст. 344 НК).

Пример 1. ИП – плательщик единого налога в 2019–2020 гг.

31.03.2020 представил налоговую декларацию по единому налогу за II квартал 2020 г., указав месяцы осуществления деятельности: апрель, май, июнь.

Произвел уплату за апрель и май 2020 г.

В I квартале 2020 г. был произведен возврат в связи с временным неосуществлением деятельности в течение 30 календарных дней.

29.04.2020 представил в налоговый орган уведомление о неосуществлении предпринимательской деятельности в период с 30.04.2020 по 31.05.2020 и налоговую декларацию за II квартал 2020 г. с изменениями, произведя перерасчет налога за апрель и май 2020 г.

ИП вправе произвести перерасчет единого налога за 1 день апреля (30 апреля 2020 г.) и 31 день мая (с 1 по 31 мая 2020 г.) (подп. 1.5 п. 1 ст. 344 НК).

Пример 2. ИП – плательщик единого налога в 2019–2020 гг.

31.03.2020 представил налоговую декларацию по единому налогу за II квартал 2020 г., указав месяцы осуществления деятельности: апрель, май, июнь.

Произвел уплату за апрель и май 2020 г.

29.04.2020 представил в налоговый орган уведомление о неосуществлении предпринимательской деятельности в период с 01.04.2020 по 30.04.2020 и налоговую декларацию за II квартал 2020 г. с изменениями, произведя перерасчет налога за апрель 2020 г.

ИП вправе произвести перерасчет единого налога только за 1 день апреля (30 апреля 2020 г.) (подп. 1.5 п. 1 ст. 344 НК).

За период с 1 по 29 апреля 2020 г. перерасчет единого налога не производится, т.к. уведомление о временном неосуществлении деятельности ИП представлено несвоевременно.

 

Физические лица

Физические лица в случае временного неосуществления деятельности с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. производят зачет или возврат единого налога в соответствии со ст. 66 НК.

Сумма единого налога, подлежащая зачету или возврату, определяется налоговым органом в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 344 НК, на основании письменного уведомления, поданного физическим лицом.

 

Письмо МНС № 2-2-2/00934

Условия проведения зачета или возврата

В случае временного неосуществления деятельности с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. производится зачет или возврат единого налога в соответствии со ст. 66 НК.

В налоговый орган в любой срок необходимо представить письменное уведомление с указанием периода временного неосуществления деятельности.

Представлять иные дополнительные документы, подтверждающие временное неосуществление деятельности, не требуется.

Сумма налога, подлежащая зачету или возврату, определяется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 344 НК.

Справочно: сумма налога, подлежащая зачету или возврату, определяется путем умножения уплаченной за один месяц (дни месяца) суммы этого налога на отношение количества дней, в течение которых деятельность не осуществлялась, к количеству дней месяца, за которые был уплачен единый налог.

Обратите внимание! Зачет или возврат не производятся при установлении налоговыми органами фактов реализации товаров (работ, услуг) в период действия обстоятельств, являющихся основанием для его зачета или возврата (п. 3 ст. 344 НК).

Пример 1. Физическое лицо 20.01.2020 представило в налоговый орган письменное уведомление об осуществлении вида деятельности репетиторство в период с 25.01.2020 по 31.05.2020.

Налоговым органом произведен расчет единого налога за следующие месяцы 2020 года по срокам уплаты:

– январь по сроку уплаты – 24.01.2020;

– февраль – 31.01.2020;

март – 02.03.2020;

апрель – 31.03.2020;

май – 30.04.2020.

05.05.2020 физическим лицом представлено в налоговый орган уведомление о временном неосущест­влении деятельности с 01.04.2020 по 31.05.2020.

Налоговый орган вправе произвести перерасчет единого налога за апрель и май 2020 г.

Действие распространяется на отношения, возникшие с 01.04.2020.

 

Подоходный налог

Не признаются объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц доходы в размере стоимости:

– средств индивидуальной защиты;

– антисептических лекарственных средств;

– дезинфицирующих средств;

– питания –

получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, в т.ч. ограничительных, мероприятий (письмо № 2-2-2/00934)

Налоговая декларация по подоходному налогу представляется физическими лицами, получившими в 2019 году доходы, указанные в п. 1 ст. 219 НК, не позднее 30 апреля 2020 г.

Справочно: исчисление и уплата подоходного налога с физических лиц в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении подлежащих налогообложению:

1.1. доходов, полученных от физических лиц и организаций, не признаваемых налоговыми агентами РБ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 218 НК;

1.2. доходов (за исключением доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности плательщиком – ИП), полученных физическими лицами ­– налоговыми резидентами РБ от источников за пределами РБ;

1.3. доходов, полученных от осуществления пред­принимательской деятельности после исключения плательщика-ИП из ЕГР юридических лиц и ИП;

1.4. доходов, полученных от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением пред­принимательской деятельности, в результате дарения или в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно в размере, превышающем предел, установленный п. 22 ст. 208 НК;

1.5. доходов в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, а также поступивших на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвований, полученных инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в размере, превышающем, установленный п. 29 ст. 208 НК;

1.6. доходов в виде страховых взносов, возвращенных при расторжении до истечения трехлетнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на три и более года, – в случае получения в отношении сумм таких взносов социального налогового вычета, установленного подп. 1.2 п. 1 ст. 210 НК;

1.7. отдельных доходов, в отношении которых плательщику был предоставлен имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК:

– в виде возврата взносов при прекращении строительства квартир и (или) одноквартирных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства;

в размере номинальной стоимости жилищных облигаций и процентного дохода, полученного от организации-эмитента этих облигаций при их погашении (досрочном погашении) денежными сред­ствами, а также в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций;

– в виде лизинговых платежей, уплаченных по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп предмета лизинга – одно­квартирного жилого дома или квартиры, в случаях, если такой договор не завершился выкупом имущества или в договор были внесены изменения, исключающие условие выкупа предмета лизинга (п. 1 ст. 219 НК).

Действие распространяется на отношения, возникшие с 01.04.2020.

 

Затраты на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий

Письмо МНС № 2-2-2/00934
Для ИП

В соответствии с подп. 2.5 п. 2 Указа № 143 затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в т.ч. ограничительных, мероприятий по перечню, определяемому Минздравом, включаются в состав внереализационных расходов.

Минздрав в настоящее время разрабатывает перечень.

После его принятия МНС дополнительно разъяснит данный вопрос.

 

Оплата за энергоресурсы

Задолженность за природный газ, электрическую и тепловую энергию, отпущенные газо- и энергоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белтопгаз», ГПО «Белэнерго», не погашенная на 31.12.2019, в отношении которой на дату вступления в силу Указа № 143 приняты решения Президента РБ о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки ее погашения, подлежит погашению с ее пересчетом по официальному курсу, установленному Нацбанком на 31.12.2019.

Норма не распространяется на задолженность за энергоресурсы, зафиксированную в белорусских рублях решениями Президента РБ по установленному Нацбанком курсу до 31.12.2019 и подлежащую погашению без ее пересчета в связи с изменением установленного Нацбанком курса.

 Газо- и энергоснабжающие организации, входящие в состав ГПО «Белтопгаз», ГПО «Белэнерго», производят пересчет задолженности до 01.07.2020 и корректируют данные бухгалтерского и налогового учета с уплатой при необходимости налогов, сборов и иных платежей без начисления пеней и применения административных взысканий в виде штрафов.

 

Указ № 6707

Указ № 67011 дополнен подп. 1.2.2 п. 1:

– задолженность потребителей за энергоресурсы, отпущенные газо- и энергоснабжающими организациями, образовавшаяся с 01.01.2016 по 31.12.2019, фиксируется в белорусских рублях с учетом установленного Нацбанком 31.12.2019 официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, используемой для расчетов за энергоресурсы, и подлежит погашению с 01.01.2020 без пересчета этой задолженности в связи с изменением установленного Нацбанком официального курса белорусского рубля к иностранной валюте на дату погашения задолженности.

Действие распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2020.

 

Оплата приобретенного государственного имущества

Государственные юридические лица вправе предоставить покупателям, осуществляющим виды экономической деятельности, указанные в приложении 1 к Указу № 143, а также оказывающим бытовые услуги населению, по 30.09.2020 отсрочку по оплате имущества, проданного с рассрочкой.

Покупателю необходимо предоставить заявление с указанием срока отсрочки (в пределах по 30.09.2020) с последующей рассрочкой исполнения обязательств по 31.12. 2020.

Погашение осуществляется ежемесячно равными долями.

Проценты за пользование отсрочкой и рассрочкой не начисляются.

Действие распространяется на отношения, возникшие с 01.04.2020.

 

Базовая арендная величина

Мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом до 30.09.2020.

Действие распространяется на отношения, возникшие с 01.04.2020.

 

Процедура госзакупки

В случае расторжения договора в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением заказчик вправе приобрести товары (работы, услуги) ежедневной и (или) еженедельной потребности, включенные в перечень, установленный Совмином, с применением процедуры закупки из одного источника в объеме (количестве), необходимом для обеспечения потребности в течение 2 месяцев.

Включение в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, не производится в случае, если договор расторг­нут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением:

– вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (информацию о наличии обстоятельств предоставляет БелТПП в установленном ею порядке либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель));

– в связи с изменением установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20% по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов либо на дату заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника.

При расторжении договора государственной закупки поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан обосновать влияние указанных обстоятельств на возможность исполнения им договора государственной закупки.

Государственные закупки осуществляются с применением специального порядка в случае его установления Совмином.

Нормы действуют до особого решения Президента РБ.

 

Права и обязанности нанимателя

Нанимателю предоставлено право изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя.

Наниматель обязан:

предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 календарный день;

производить временный перевод, в т.ч. в другое структурное подразделение, к другому нанимателю в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, а также для замещения отсутствующего работника без согласия работника на срок до 3 месяцев. По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен;

обеспечить выплату пособия по временной нетрудоспособности лицам, фактически осущест­вляющим уход за ребенком в возрасте до 10 лет, посещающим учреждение дошкольного или общего среднего образования, если этот ребенок относится к контактам первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, или второго уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, при наличии одного или нескольких респираторных симптомов.

Пособие по уходу назначается в порядке, установленном Совмином для назначения пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет).

Нормы действуют до особого решения Президента РБ.

 

Фармацевтическая деятельность

Юридические лица, имеющие специальное разрешение (лицензию) на фармацевтическую деятельность в части работ и услуг по розничной реализации лекарственных средств, могут осущест­влять розничную торговлю по образцам без (вне) торговых объектов лекарственными средствами, включенными в перечень лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача, утвержденный Минздравом, до 01.07.2020.

Обратите внимание! Совмину поручено определить перечень организаций, имеющих право осуществлять доставку указанных лекарственных средств, с доведением данной информации до населения.

Производители лекарственных средств, цены на которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке, вправе осуществлять реализацию таких средств без учета зарегистрированных предельных отпускных цен производителей по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине.

Норма действует до особого решения Президента РБ.

Формирование оптовых и розничных цен на лекарственные средства осуществляется без учета зарегистрированных предельных отпускных цен производителей по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине.

Норма действует до особого решения Президента Рб.

Для получения специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, или внесения изменений в такую лицензию на производство дезинфицирующих спиртосодержащих средств срок рассмотрения:

заявлений о выдаче заключений территориальных органов государственного санитарного надзора, территориального органа государственного технического надзора МЧС, РУП «Белорусский государственный институт метрологии» составляет 1 рабочий день со дня приема заявления о выдаче заключения;

заявлений о выдаче лицензии (внесении изменений в лицензию) составляет 1 рабочий день со дня приема заявления о выдаче лицензии (внесении изменений в лицензию).

Норма действует до особого решения Президента РБ

Субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (составляющие работы и услуги – оптовая реализация лекарственных средств отечественного и (или) зарубежного производства, оптовая реализация лекарственных средств организациям здравоохранения), имеют право до 01.01.2021 осуществлять оптовую реализацию дезинфицирующих спиртосодержащих средств без получения лицензии на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.

По 31.12.2020 не применяются квоты, устанавливаемые Совмином при производстве антисептических лекарственных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, и дезинфицирующих средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, предназначенных для реализации на территории РБ.

Действие Указа № 34512 приостановлено.

Норма действует до особого решения Президента РБ.

 

Внеплановые проверки

В отношении юридических лиц и ИП могут назначаться внеплановые проверки для оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства по вопросам соблюдения:

– антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, торговле, общественном питании, защите прав потребителей, рекламе – министром антимонопольного регулирования и торговли;

– законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения – Минздравом;

– законодательства об оценке соответствия в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, ЕАЭС – председателем Государственного комитета по стандартизации.

Разрешено проведение проверок в течение 2 лет со дня государственной регистрации (присвоения УНП) в отношении юридических лиц (обособленных подразделений) (кроме созданных в порядке реорганизации), ИП в случае осуществления ими деятельности, связанной с торговлей и общест­венным питанием.

Предоставлено право приостанавливать работу торгового объекта, объекта общественного питания до устранения нарушений, но не более чем на 90 дней, в случае выявления по результатам проверки таких объектов фактов нарушения:

– законодательства о ценах и ценообразовании, торговле и общественном питании, защите прав потребителей, рекламе – министру антимонопольного регулирования и торговли;

– законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения – Минздраву;

– законодательства об оценке соответствия в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, ЕАЭС – председателю Государственного комитета по стандартизации.

Приостановление работы торговых объектов, объектов общественного питания осуществляется в порядке, определяемом соответственно МАРТ, Минздравом, Государственным комитетом по стандартизации.

На министра антимонопольного регулирования и торговли, министра здравоохранения, председателя Государственного комитета по стандартизации возложена персональная ответственность за обоснованность принимаемых решений.

Нормы действуют до 01.01.2021.

 

Полномочия Совмина

Нормы действуют до особого решения Президента РБ.

Утвердить перечни товаров (работ, услуг) (за исключением определенных в приложении 1 к Указу № 7213), цены (тарифы) на которые регулируются, и определить государственные органы (организации), осуществляющие регулирование.

Действие распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2020.

Определить порядок формирования и применения цен и тарифов, принятие иных мер в области ценообразования, необходимых для стабилизации ценовой ситуации.

Действие распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2020.

Определить специальный порядок осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг).

 

Декрет № 7

Подпункт 5.6 п. 5 Декрета № 714 распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления в силу этого Декрета.

Принятые по 25.02.2018 судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, не исполненные на день вступления в силу Указа № 143, в неисполненной части могут быть пересмотрены принявшим их судом, рассматривающим экономические дела, по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, установленном ХПК15.

***

Ознакомиться с полным текстом Указа​ № 143 можно здесь 


1Указ от 22.04.2020 № 141 «Об уплате части прибыли (дохода)».

2Указ от 24.04.2020 № 143 «О мерах поддержки экономики» (далее – Указ № 143).

3Указ от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития».

4Письмо от 30.04.2020 № 2-2-2/00934 «О нормах Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143» (далее – письмо МНС № 2-2-2/00934).

5Письмо от 05.05.2020 № 3-1-9/00934-1 «О нормах Указа Президента Республики Беларусь» в дополнение к письму от 30.04.2020 № 2-2-2/00934 (далее – письмо № 3-1-9/00934-1).

6Указ от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 101).

7Постановление МНС от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей».

8Налоговый кодекс (НК).

9Указ от 31.12.2019 № 504 «О курсовых разницах».

10Закон от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон № 159-З).

11Указ от 22.12.2010 № 670 «О некоторых вопросах оплаты природного газа, электрической и тепловой энергии».

12Указ от 22.08.2018 № 345 «О регистрации цен на лекарственные средства».

13Указ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

14Декрет от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

15Хозяйственный процессуальный кодекс.

Автор публикации: Материал подготовила Ирина Клезович


***
Актуально: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Реклама
Опросы