Меняется подход к регулированию цен на стройматериалы, сельхозпродукцию и пеллеты

Вместо жесткого ценового регулирования в отношении этих групп товаров в Беларуси вводится более гибкий подход, предполагающий, что предельные цены на них будут устанавливаться при необходимости стабилизации ценовой ситуации.
В последнем квартале 2024 г. Правительство анонсировало возможные изменения в госрегулировании цен и переход от жестких механизмов к более гибким. Очевидно, что бизнес-сообщество прежде всего заинтересовано в отмене или существенной модернизации известного постановления № 713, но по нему пока особой конкретики нет.
Возможно, первым предвестником подвижек в «ценовом вопросе» является постановление Совмина от 04.02.2025 № 69 «О регулировании цен (тарифов)», опубликованное 6 февраля. Этим постановлением определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами (организациями) при необходимости стабилизации ценовой ситуации (далее – перечень № 69).
В перечень вошли три группы товаров, цены (тарифы) на которые регулируются одним из трех министерств:
1) Минстройархитектуры – товары, предназначенные для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства;
2) Минлесхоз – древесные топливные гранулы (пеллеты), производимые и реализуемые в Беларуси организациями, подчиненными этому министерству;
3) Минсельхозпрод – товары, реализуемые по внешнеторговым договорам: туши, полутуши и прочие отруба крупного рогатого скота, молоко и сливки, сливочное масло, сыры (т.е. продукция животноводства).
До настоящего времени цены на перечисленные группы товаров эти же госорганы регулировали в жестком формате, устанавливая:
● предельный максимальный норматив рентабельности, предельные максимальные надбавки, включаемые в отпускную цену, и порядок формирования цен на стройматериалы;
● предельные минимальные цены на продукцию животноводства, реализуемую по экспортным договорам;
● фиксированные цены на пеллеты.
Само название перечня № 69 говорит о том, что регулирование цен поставлено в зависимость от необходимости стабилизировать ценовую ситуацию. Иными словами, оно должно предотвращать завышение цен на внутреннем рынке и занижение цен на экспортируемую сельхозпродукцию.
Теперь основная интрига состоит в том, посчитают ли три вышеназванных министерства, что ценовая ситуация нуждается в дальнейшей стабилизации, и сохранят действующие подходы к ведомственному регулированию либо же вслед за правительством определят более гибкие механизмы.
Основные положения постановления № 69 вступают в силу с 9 марта 2025 г. К этому времени Минстройархитектуры, Минлесхоз и Минсельхозпрод должны привести свои ведомственные НПА в соответствие с актом Совмина.