$

2.5755 руб.

3.0365 руб.

Р (100)

3.4258 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Проекты

Меняем законодательство ради инвесторов. Какие реформы планирует Минэкономики

07.02.2020
Меняем законодательство ради инвесторов. Какие реформы планирует Минэкономики
Фото: Jason Alden / Bloomberg

Минэкономики подготовило проект Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года. Ее реализация должна помочь удвоить приток ПИИ в экономику страны. За счет чего?

 

Хорошо, но мало

По данным Белстата, производительность труда в организациях с зарубежным капиталом в 2,3 раза выше, чем на местных предприятиях, экспорт на одного занятого – в 3,7 раза больше.

Принципиально иной уровень производительности труда в белорусских организациях с ино­странными инвестициями обеспечивает более высокую оплату труда работников по сравнению с местными предприятиями, отмечают в Минэкономики.

Поэтому не может не радовать, что приток прямых иностранных инвестиций на чистой основе в нашей стране растет: в среднем ежегодно в 2008–2018 гг. в Беларусь привлекалось около 1,9 млрд USD. Их доля в ВВП составляла примерно 3%.

Значительно уменьшились объемы изъятия иностранными инвесторами ранее размещенных в стране прямых инвестиций. По итогам 2018 года реинвестирование составляло 54,6% от совокупного объема привлеченных инвестиций.

На начало 2019 года накопленный объем инвестиций достиг 13,1 млрд USD и увеличился по сравнению с началом 2010 года в 1,6 раза.

Основной объем ПИИ привлекается в инфраструктурные отрасли экономики, а также в промышленность. За промышленным сектором – более 40% привлеченных инвестиций.

При этом, обращают внимание разработчики, ухудшение ситуации в мировой экономике в 2019 году требует новых мер стимулирования притока инвестиций из-за рубежа. Особенно это актуально в свете обо­стрения конкуренции за ПИИ между развитыми и развивающимися странами.

Так, приток ПИИ в страны СНГ и Грузию в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизился на 36,1% – до 26,9 млрд USD. Это наиболее низкий уровень с 2005 года. В основном ситуация обусловлена уменьшением почти на 50% инвестиций в Россию.

При общем падении объемов инвестиций в развитые страны Европы и Америки в развивающихся странах Азии приток ПИИ в 2018 году вырос на 3,9% – до 512 млрд USD. Приток инвестиций в страны с переходной экономикой Юго-Восточной Европы, напротив, возрос на 33,6%, составив в 2018 году 7,4 млрд USD.

 

Дойти до равного доступа к финансам

Какие меры планируется принять, чтобы в этой конкуренции выиграть? Во-первых, совершенствование законодательства в сфере государственной собственности, корпоративного управления и строительства.

Предлагается:

– оптимизировать порядок предоставления и изъятия земельных участков, неиспользуемых и неэф­фективно используемых объектов недвижимости, находящихся в гос­собственности, а также саму систему управления государственным имуществом;

– внедрить общесистемные механизмы корпоративного управления как на законодательном уровне, так и на уровне методических рекомендаций;

– развивать рыночные принципы функционирования системы корпоративного управления в организациях с государственным участием;

– гармонизировать законодательство в области строительных услуг, в т.ч. через либерализацию админист­ративных процедур в части выдачи согласований и иной разрешительной документации при производстве проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, а также создать условия для функционирования единого рынка строительных услуг в рамках Евразийского экономического союза.

Власти намерены развивать инфра­структуру на новых и имеющихся промышленных площадках, в т.ч. в малых и средних городах, выполняя необходимые землеустроительные работы, проведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Планируется также создание новых индуст­риальных парков.

Облегчать доступ инвесторов к ресурсам будут, привлекая заемные ресурсы на международных рынках капитала через первичное публичное размещение ценных бумаг (IPO).

В нормотворческих планах – закрепление порядка листинга (процедуры включения ценных бумаг в биржевой список) для субъектов венчурной деятельности, правил работы иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг, в т.ч. ввода и вывода средств, снятия возможных ограничений разрешительного характера, упрощения и унификации процедур покупки и продажи акций.

Среди предлагаемых институциональных изменений – обеспечение равного доступа к финансовым ресурсам организациям всех форм собственности, оптимизация видов оказываемой бизнесу государственной поддержки, формирование эф­фективного механизма венчурного финансирования и привлечения средств частного капитала, а также совершенствование системы финансовой поддержки экспорта для повышения доступности экспортного кредитования и страхования.

Еще одним направлением реформирования должно стать формирование благоприятной для инвесторов административной среды. Речь о постепенном переходе от прямого администрирования к косвенному регулированию экономической деятельности через введение индикативного планирования.

Обещан переход «на качественно новый уровень отношений между государством и бизнесом» через развитие института государственно-част­ного партнерства, системное снижение издержек на создание, ведение и прекращение бизнеса, дальнейшее сокращение административных процедур и лицензируемых видов деятельности.

Также предлагается более широкое, чем сейчас, использование МСФО, введение мер дополнительной защиты прав залоговых кредиторов, обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности, оптимизация перечня товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, и определение мер по усилению ответственности госорганов, в т.ч. и контролирующих, за причинение ущерба субъектам хозяйствования незаконными действиями, бездействием или своими решениями.

Стимулировать приход инвесторов намерены и фискальными мерами. Речь о дальнейшей оптимизации налоговых льгот, обеспечении стабильного и неменяющегося количества налогов, упрощении условий налогообложения и налогового админист­рирования.

 

Догнать самих себя

Разработчики проекта рассчитывают на рост прямых иностранных инвестиций на чистой основе не менее чем до 3 млрд USD в 2025 году и удельный вес инвестиций в основной капитал за счет иностранных источников не менее 6%.

Первая цифра для Беларуси – не абсолютный рекорд. В 2009 году было привлечено 3,97 млрд USD ПИИ на чистой основе. Так что речь, скорее, о наверстывании достигнутого. Правда, добиться рекорда удалось благодаря продаже «Белтрансгаза».

Другое дело, что условия действительно изменились, и привлекать средства в традиционные отрасли стало гораздо сложнее. Поэтому стратегия делает акцент на IT-сфере и обещает снятие здесь ограничений для иностранных игроков.

К концу пятилетнего периода все разрешения и согласования по ин­вестпроектам должны будут выдаваться в электронном виде.

Планы амбициозные. И если в возможности безбумажного документооборота сомневаться почти не приходится, то для реализации целевых показателей нужна не только дальнейшая либерализация условий ведения бизнеса, но и политическая воля на реальные институциональные преобразования. Запрос на них, как видно, сформулирован.

 

Цифры

В 2018 году в экономику Беларуси привлечено ПИИ на чистой основе 1,5 млрд USD. За январь–сентябрь 2019 г. – 1,1 млрд, 41,7% из них пришли из России, 13,5% – с Кипра, 9,3% – из Китая, 3,4% – из Польши, 2,5% – из Латвии.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***