Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9777
EUR:
3.4782
RUB:
3.7155
BTC:
117,897.00 $
Золото:
322.09
Серебро:
3.7
Платина:
128
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Медиация – простой и недооцененный способ внесудебного разрешения споров

Фото: freepik.com

Медиация как альтернативный способ разрешения споров – в правовом поле Беларуси уже 11 лет. Однако до сих пор этот эффективный метод урегулирования конфликтов с участием третьей независимой стороны не получил широкого распространения и не очень востребован в бизнесе. Почему так происходит, каковы преимущества медиации и как помочь деловому сообществу их лучше оценить, «ЭГ» обсудила с опытным преподавателем БГЭУ, бизнес-консультантом и медиатором Игорем НАЗАРЕНКО.

Справка «ЭГ». Впервые медиация была институционализирована в 1990 г. в праве США на основе механизмов урегулирования семейных, наследственных и бытовых споров, а в начале XXI в. там издали Единый закон о медиации (Uniform Mediation Act). В настоящее время национальные акты о медиации приняты в большинстве европейских государств, на постсоветском пространстве – в Азербайджане, Казахстане, России, Кыргызстане. В Беларуси с 24 января 2014 г. действует Закон от 12.07.2013 № 58-З «О медиации».

– Игорь Алексеевич, насколько встроена Беларусь в мировые тенденции внесудебного разрешения споров?

Назаренко Игорь (1).jpg
       Игорь Назаренко

– В Законе «О медиации» получила свое логическое развитие примирительная процедура, нормы о которой были включены в ХПК в 2004 г. и которая применяется в рамках хозяйственного процесса и сейчас. С принятием Закона были созданы условия для дальнейшего развития медиации в нашей стране. Сегодня надзором за исполнением законодательства в данной сфере и выдачей свидетельств медиатора занимается Минюст.

Отмечу, что с 2021 г. Беларусь стала полноправным участником Конвенции ООН о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации (Сингапурская конвенция), ратифицировав ее Законом от 25.06.2020 № 25‑З. Сегодня Конвенцию ратифицировали 15 из 57 стран-подписантов, в т.ч. наши важные экономические партнеры – Турция и Казахстан, а кроме того – Эквадор, Грузия, Израиль, Япония, Сингапур, Саудовская Аравия и другие. Это еще один весомый шаг на пути интеграции Беларуси в международную систему внесудебного урегулирования внешнеэкономических споров. Участие в Сингапурской конвенции позволяет принимать к исполнению международные медиативные соглашения по экономическим спорам, подписанные медиаторами из стран, ратифицировавших этот акт.

– Сколько сегодня в Беларуси медиаторов и насколько они востребованы?

– Медиацию вправе проводить лица, имеющие свидетельство медиатора, выданное при выполнении установленных Законом требований образовательного и трудового характера. Причем в соответствии со ст. 6 Закона деятельность медиатора предпринимательской не является. Сегодня в Реестре медиаторов, размещенном в открытом доступе на сайте Минюста, значится 1330 фамилий. Желающие могут выбрать медиатора, обратившись к этому списку. Количество медиаторов в Беларуси сопоставимо с количеством адвокатов (на 01.01.2024 – 1602).

За 2023 год (статистика за 2024‑й еще не готова) заключено 1389 медиативных соглашений по экономическим спорам. Притом что в экономические суды первой инстанции по таким спорам в 2023 г. направлено порядка 65 тыс. заявлений. Даже без учета нотариата, третейских судов и арбитражей доля внесудебного разрешения в 2% ничтожно мала. Судебное разрешение споров (включая мировые соглашения) остается для субъектов хозяйствования в приоритете. Хотя для меня, с опытом ведения бизнеса более 30 лет, преимущества медиации очевидны. К сожалению, только в 2022 г. я впервые подписал медиативное соглашение в качестве стороны спора, выйдя из суда.

– Чем определяется целесо­образность ухода в медиацию для участников спора?

– Первое, что на поверхности, – это сроки рассмотрения дел. Судебные споры длятся месяцами, иногда годами – с учетом апелляции и кассации по принятым в первой инстанции решениям. Часто иски дополняются или переформатируются, тогда бизнес продолжает «жить» в судебном процессе.

Медиация на таком фоне предстает своеобразным волшебством, т.к. позволяет значительно сократить время на разрешение спора – иногда до нескольких часов в рамках одной медиативной сессии.

Второе – медиация эффективна прямой экономией. Сегодня стоимость медиативной сессии длительностью до 3 часов сопоставима с 1/2 минимальной государственной пошлины по экономическим спорам при заявлении материальных требований (25 БВ, или 1050 руб.). Тем более это намного меньше, если сумма заявленных требований превышает 21 тыс. руб., поскольку начиная с цены иска от 100 БВ пошлина составляет 5%, но менее 25 БВ.

Законодатель установил в ст. 292 НК, что при прекращении рассмотрения спора в суде в связи с решением сторон завершить его в медиации и подписанием соответствующего соглашения госпошлина в размере 100% возвращается плательщику. Замечу, что при утверждении судом мирового соглашения в результате примирительной процедуры возвращается 50% госпошлины.

Кроме того, есть преимущества стратегического характера. При медиации сохраняется конфиденциальность спора, в т.ч. размер сумм, которыми стороны оперируют. Судебные заседания открыты для посещения слушателями, которые не обременяются обязательствами сохранять информацию за пределами заседания. В суде решение за стороны принимает третье лицо – суд. Даже если решение вынесено в вашу пользу, вы найдете нюансы, которые остались за его рамками и будут далее служить источником беспокойства. В медиации можно дополнять требования к контрагенту сверх указываемых в исковом заявлении. А количество участников переговоров не ограничивается ничем, кроме как взаимным согласием сторон. Наконец, после медиации сохраняется уникальная возможность остаться в добрых деловых и человеческих отношениях с контрагентом, что куда сложнее после затяжного судебного процесса.

– Если стороны не смогли договориться в медиации, они могут вернуться в суд?

– Конечно, но не в уже законченное заседание – следует сформулировать новый иск, причем он может содержать те же исковые требования, а может включать и дополненные или вовсе другие. Завершая спор в суде мировым соглашением, истец не вправе обратиться в суд с тем же предметом иска, если контрагент не выполнил условий мирового соглашения, утвержденного судом.

Отмечу, что медиативное соглашение не имеет ограничений по предмету спора и требования могут быть изменены (дополнены или уменьшены).

– Предположим, стороны подписали медиативное соглашение, а кто-то не выполняет его условия. Снова в суд?

– Да, в суд, но не в том смысле, что спор будет заново рассматриваться. Важно понимать, что в правовом поле Беларуси подписанное медиативное соглашение – юридически значимый документ, который служит основанием для выдачи исполнительного документа. Поэтому в суд нужно обратиться на предмет выдачи судебного приказа по неисполненным требованиям. В таком случае суд не рассматривает дело по существу.

– Почему при столь очевидных плюсах количество медиаций по экономическим спорам в Беларуси столь мало? И как изменить ситуацию?

– По моему опыту, субъекты хозяйствования, как правило, реагируют на предложение разрешить конфликт в медиации набором отрицаний, вопросов, а получить внятные аргументы, обосновывающие предпочтение рассмотреть спор в суде, чаще всего не удается. Поэтому мое мнение таково, что за 11 лет действия Закона в обществе так и не сформировалось четкой картины института медиации.

Как преломить ситуацию в пользу этого полезного инструмента и поставить его на службу бизнесу? Полагаю, единственный способ – чаще и больше о нем рассказывать, в т.ч. в вашей газете: давать информацию о принципах и методах медиации, диагностике конфликтов и секретах проведения переговоров, о возможностях использования медиации в преддоговорной и претензионной работе, в исполнительном производстве.

Ведь бенефициаром института медиации в итоге является государство, заинтересованное в комфортной среде для эффективного взаимодействия субъектов экономической деятельности.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by