Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Мечтать не вредно:— Беларусь в ожидании новых Geely

Строительство и запуск автозавода СЗАО «БелДжи» стоит рассматривать как одно из звеньев стратегии компании Geely по закреплению на российском рынке. Чтобы не стать жертвой китайской экспансии и не потерять свои позиции в России, Беларусь может сделать выбор в пользу инновационного решения.

Разрушение стереотипов

Мировой авторынок за сравнительно небольшой период перекроили не­сколько мультибрендовых корпораций. VolkswagenGroup и концерн Fiat сегодня владеют практически всеми некогда успешными и самостоятельными европейскими марками. Китайские автопроизводители в этом тренде не отстают, но по-своему, разрушая все стереотипы.

Своей амбициозностью выделяется Geely с годовым доходом свыше 4 млрд. USD, приобретающая профильные активы по всему миру. Не так давно Geely объявила о завершении процедуры приобретения контрольного пакета акций Lotus и эксклюзивных прав на Proton. От приобретения Proton компания ожидает получить доступ на рынки праворульных автомобилей по всему миру, включая Юго-Восточную Азию, Великобританию, Индию и Австралию. От британского Lotus, выпускающего спорт­кары, – инженерный опыт и инновационные технологии. При этом Geely уже принадлежит шведский автопроизводитель Volvo, а также компания London Taxi Company. Не так давно корпорация выкупила американского производителя летающих автомобилей Terrafugia и намерена выпустить первый серийный летающий автомобиль в 2019 г. Обо всех приобретениях Geely перечислять нет смысла. Компания молода и работает на перспективу, но сложно прогнозировать, насколько успешным окажется ее будущее.

Интересна история развития корпорации. Ли Шуфу – основатель компании Geely, в Китае личность легендарная. Сегодня его сравнивают с Генри Фордом, хотя параллели здесь очень слабые. За очень короткий срок он смог выстроить империю, придерживаясь стратегии успеха – создание «люксовых вещей для экономных». Карьеру промышленника Ли Шуфу начал в 1984 г., создав маленькое предприятие по производству деталей для холодильных установок, потом переключился на отделочные материалы. В середине 90-х предприниматель купил завод по производству мотоциклов, а в 1998 г. – взялся за автомобили. С тех пор корпорация выпускает по несколько новых моделей в год, штампуя их как горячие пирожки. Geely владеет 18 заводами, 9 находятся в Китае, есть сеть вузов для подготовки своих кадров, несколько научно-исследовательских центров в Китае и Швеции, дизайн-студии в Барселоне и Лос-Анджелесе.

Особенностью Geely является то, что компания акцентирует внимание на производстве, вместо простой организации импорта и продажи готовых серийных машин бренд сразу стремится наладить локальный выпуск.

Джили – не тужили

В конце 2017 г. под Борисовом начал работу полноформатный завод Бел­Джи, способный выпускать все новые модели автомобилей Geely. В качестве небольшой производственной площадки, работающей по принципу отверточной сборки, БелДжи существует с 2013 г. До этого производство Geely осуществлялось в России на производственных мощностях завода Дервейс (Карачаево-Черкессия). Компания ушла оттуда по экономическим соображениям, оговорив, что при изменении ситуации она может вернуться.

Как заявляется, БелДжи готов выпускать до 60 тыс. автомобилей в год, к середине 2019 г. – до 120 тыс. Учитывая, что емкость авторынка в Беларуси не превышает 30 тыс. машин, а за 9 месяцев 2017 г., по данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в стране было продано всего 242 автомобиля Geely, выполнение этих целей будет сложным. Как и куда будут реализовывать автомобили, непонятно. Поставки на Украину не планируются, в Казахстан они прекращены со ссылкой на решение Высшего Евразийского экономического совета. Россия все делает для защиты и развития своих автопроизводителей и просто не сможет оставаться безучастной к попытке захвата своего рынка. Для Западной Европы автомобили не соответствуют высоким критериям оценки и требованиям безопасности.

Остается пересаживать чиновников на эти автомобили и раздувать парки служебных машин. Можно еще ограничить импорт, заставляя население покупать белорусско-китайские автомобили, но проблему это не решит.

Китайская компания пришла в Беларусь на льготных для себя условиях. Завод БелДжи компания Geely позиционирует как свой. При этом его акционерами являются БЕЛАЗ (51,49%), СП Союз­автотехнологии (9,01%) и два китайских инвестора – Zhejang Jirun Automobile Co. Ltd (33,47%) и CITICC International Investment Limited (6,03%).

Проект осуществляется с помощью китайского Эниксимбанка. Возврат большей части выделенного кредита – 158 млн. USD – гарантировало правительство Беларуси. Всего инвестиции в проект составили около 330 млн. USD. Интересно, что в других проектах Geely вкладывалась по максимуму, здесь же все возможные риски сведены к минимуму. При неудачном исходе проекта, по приблизительным подсчетам экспертов, Китай потеряет лишь около 27 млн. USD, а Беларусь – примерно 150 млн.

Известно, что китайцы – лучшие в мире торговцы. Ford, Samand, Skoda – никому из них Беларусь не оказалась по зубам, а Geely, похоже, в любом случае останется в плюсе. Политика для них не так важна, а близость к российскому рынку, и даже имидж белорусского качества, которое ценится в России, играет на их пользу.

При этом в развитии проекта много плюсов. Приход в Беларусь сильного «удачливого» автопроизводителя (так расшифровывается Geely), запуск высокотехнологичного завода, обучение персонала и т.д. – все это дает стране новый импульс и развитие. В частности, ООО «Борисовский завод двигателей «Джили», новый резидент СЭЗ «Минск», будет реализовывать инвестиционный проект «Организация производства двигателей внутреннего сгорания, укомплектованных коробкой передач для легковых автомобилей». Заявленный объем инвестиций – не менее 500 тыс. EURO в течение 3 лет.

Локализовать нельзя закрыть

К середине 2018 г. уровень локализации в производстве легковых автомобилей Geely должен составить не менее 50% (сейчас – 30%). В противном случае БелДжи будет закрыт выход на рынок ЕАЭС. Тема локализации достаточно серьезная, и решение этого вопроса вряд ли возможно за полгода. Если, конечно, не случится чуда. В Беларуси нужно освоить производство ряда ком­плектующих на существующих пред­приятиях в течение короткого периода.

В России все автопроизводители, не считая «советских», озабочены локализацией. И только считанные модели автомобилей, производимых Renault-­Nissan, Volkswagen, Ford-Sollers, будут реально соответствовать принятым требованиям, рассказывает в своем блоге Сергей Варивода, зампредседателя правления БАА. Так, по оценкам СМИ, уровень локализации Toyota в России около 20%, Derways – 30%, а Mitsubishi – 33%. KIA-Hyundai заявила о 47% локализации производства новой модели KIA RioX-Line. Хотя, возможно, требование о 50-процентном уровне локализации будет отложено.

Россия у Geely в приоритете

Российский авторынок, начиная с февраля 2017 года, показывает устойчивый рост продаж у большинства автопроизводителей. Лидеры рынка – автомобили Lada (продано 249 845 шт.), следом идет Kia. В основном покупаются автомобили стоимостью меньше 1 млн. RUB, продажи дорогих автомобилей стоимостью от 2,5 млн. RUB сократились почти на 20%. Но самые значительные потери на российском рынке понесли китайские производители: Geely (-53%), FAW (-36%), Brilliance (-81%) и DFM (-45%).

Продажи автомобилей реально стимулируются действующими госпрограммами поддержки автомобильной отрасли, льготным автокредитованием и стабильным курсом российского рубля. Автопроизводители всех мыслимых брендов усилили свое присутствие в России. Mercedes-Benz строит собственное автосборочное предприятие, BMW на калининградском Автоторе крупноузловым методом собирает почти весь свой модельный ряд. В Тульской области строится завод GreatWall, в Липецкой — Lifan, оба китайских предприятия «запускаются» в 2019 г.

В России Geely пытается закрепиться с 2007 г. Потерпев здесь поражение – резко упали продажи, существенно сократилось число дилерских центров, произошел перенос производства, сдаваться компания не собирается, отступив перед новой атакой. Чтобы достичь заявленной цели, Geely основало очень похожее на БелДжи производство в Казахстане. На базе завода Агромашхолдинг (входит в ГК Allur Group, г. Костанай) будут выпускаться те же модели, что и в Беларуси. Думается, все для того, чтобы зайти в Россию с двух сторон и удачно закрепиться на рынке. Теперь в Казахстане также думают, куда и кому им продавать автомобили. Хотя ситуация там менее сложная с учетом платежеспособности и плотности населения, а также близости Китая, куда теперь казахи надеются продавать авто. Кроме того, у Агромашхолдинга есть хороший опыт в производстве – на его площадке производятся автомобили таких известных мировых брендов, как SsangYong, Peugeot, Toyota.

Белорусские Джили удивят Атласом

Рынок замер в ожидании моделей, собранных на БелДжи. Ждут самую продаваемую модель в Китае – кроссовер GeelyAtlas. За сентябрь 2017 г. там было реализовано 26 317 автомобилей. Цена кроссовера в комплектации Standard составляет 17 600 USD в эквиваленте. БелДжи уточняет, что это предварительная, официально не утвержденная цена на лимитированное количество GeelyAtlas NL3, выпущенных в прошлом году для юридических лиц.

Обещаны привлекательные финансовые инструменты для приобретения автомобилей, собранных на БелДжи. Но заявленные условия рассрочки оказываются совсем не такими «пушистыми» (первый взнос – не менее половины стоимости автомобиля, остальная часть выплачивается равными долями за срок 3–6 месяцев). Кредитные условия более выгодные, но в течение 7–10 лет платить за китайский автомобиль с учетом постоянно меняющегося рынка по меньшей мере не совсем разумно.

«Взбодрить» внутренний рынок могла бы цена до 10 тыс. USD для автомобиля базовой комплектации и более приемлемые условия приобретения. Между тем вице-премьер правительства Владимир Семашко полагает, что цена на Geely в пределах 17–25 тыс. USD уже сейчас «абсолютно конкурентная». В то же время производимые в Беларуси автомобили Geely будут поставляться в основном на российский рынок.

Bosch и Volvo НАН в помощь

В правительстве понимают, что нужно думать на несколько шагов вперед. Производство электромобилей, поддерживаемое политикой государства, способно вывести проблемы завода с реализацией, локализацией, окупаемостью на новый уровень. По оценке Форбс, к 2030 г. 80% всех продаваемых автомобилей будут приводиться в движение электричеством. На заводе ожидается появление собственного конструкторского бюро, задачей которого станет изучение технологий (о разработке пока речи не идет).

В направлении создания электромобилей уже делаются шаги. Так, в Национальной академии наук разработали экспериментальный образец электромобиля на основе Geely SC7. По словам председателя Президиума НАН РБ Владимира Гусакова, сейчас решаются вопросы локализации. Обсуждается возможность сотрудничества в создании электромобилей с концерном Bosch, который на развитие электромобилей ежегодно инвестирует 400 млн. EUR.

Кажется, есть еще одна хорошая новость для Беларуси – именно Volvo (который Geely перекупил в 2010 г.) станет первым крупным производителем автомобилей, который откажется от традиционных двигателей внутреннего сгорания. Все легковые автомобили Volvo будут оснащаться электродвигателями или гибридными моторами уже с 2019 г. Теоретически все складывается уда­чно. Вопрос в том, успеем ли мы вовремя запрыгнуть в правильную лодку – ведь речь идет всего о двух-трех годах.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений