Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Секретные масла «для служебного пользования». Угрожает ли белорусским заводам дефицит промышленных смазок?

В конце прошлой недели председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Швец провел брифинг, на котором вновь поднял тему квотирования импорта моторных масел.

Тема не нова: осенью прошлого года Россия поставила под ограничения и жесткий контроль поставки нефтепродуктов в Беларусь. Отгрузки сохранились лишь в небольшой части нефтепродуктов, включая смазочные материалы и масла.

В итоге некогда «полноводная река» нефтепродуктов, поставляемая в Синеокую, внезапно усохла до размеров ручейка. Как следствие, несколько десятков компаний, являвшихся до этого официальными дистрибьюторами российских НПЗ и поставлявших на белорусский рынок около половины всего объема смазочных материалов и промышленных масел из РФ, остались на «голодном пайке». Точнее — вообще «без пайка». В смысле без квот.

Но были и организации, которые квоты получили.

Но как именно «Белнефтехим» распределил эти квоты, мы даже написать не можем: список их получателей концерн засекретил под грифом ДСП («Для служебного пользования»). Причем, ситуация, по словам председателя РСПП, усугубилась еще одной тайной. Концерн засекретил также статистику выборки квот и систему их перераспределения (если кто-то свою не использует).

Александр Швец высказался достаточно резко:

Непрозрачность порождает у бизнеса чувство несправедливости, нерыночного подхода… это не имеет ничего общего с политикой государства, направленной на большее привлечение частного бизнеса.

И аргументы, которые приводит Минэкономики и «Белнефтехим», что они, таким образом, борются с посредниками, — самая банальная отписка.

Потому что посредник посреднику рознь. Есть и такие посредники, которые предлагают более низкую стоимость в сравнении со стоимостью прямых поставок с завода. Ведь дилер может закупить масла для десятков предприятий, а не для одного условного «Гомсельмаша».

При этом решать, нужен посредник в системе или нет, должен собственник, которому этинефтепродукты нужны. Тот же «Гомсельмаш».

Но вопрос вообще не в посреднике. Он — в коррупционной составляющей при организации закупок. Ведь если есть возможность контролировать «коррупцию» через закупки, тогда цена вообще не зависит от посредника. Есть посредник или нет — цена все равно будет «хорошей». Ведь если есть умысел получить взятку? — тогда он будет и с посредником, и без посредника.

Если коррупционного умысла нет, а есть реальная борьба за снижение издержек, то она может быть тоже — как с посредником, так и без.

То есть не в посреднике дело. Дело в прозрачности и в гласности.

Председатель РСПП отметил, что принципы распределения квот должны быть прописаны и контролироваться участниками рынка, «Белнефтехимом» и Советом по развитию предпринимательства. Но никак не одним только госконцерном, да еще «в режиме секретности».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений