Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9779
EUR:
3.4566
RUB:
3.7166
BTC:
120,177.00 $
Золото:
321.35
Серебро:
3.61
Платина:
126.57
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Машины и оборудование. Ремонт или модернизация

В процессе использования объектов основных средств, в т.ч. машин и оборудования (далее – ОС), возникают затраты, которые связаны с восстановлением машин и оборудования, в т.ч. направленные на улучшение состояния объекта для продления срока службы, ресурса и (или) повышения его производительности.

От правильности определения вида работ по восстановлению зависит порядок их отражения в бухгалтерском учете и финансовый результат деятельности организаций.

В статье приведены отдельные ситуации, возникающие в практической деятельности организаций, и даны рекомендации по определению вида работ по восстановлению машин и оборудования.

 

Общие положения

Общие признаки работ и критерии изменения характеристик объектов в результате их проведения содержатся в приложении 5 к Инструкции № 37/18/61, в частности:

ремонт – совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями, определенными тех­ническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа;

модернизация – совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его кон­структивных элементов и систем более эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта;

дооборудование – совокупность работ по дополнению технологической схемы объекта кон­структивными элементами и системами с получением новых дополнительных возможностей объекта или улучшением качественных и (или) количественных технико-экономических показателей;

реконструкция – совокупность работ по полному или частичному переоборудованию или переустройству объекта, изменению и при необходимости дополнению его технологической схемы с заменой морально устаревших и физически изношенных частей, обеспечивающая получение более высоких качественных и количественных показателей объекта.

Более конкретизированное определение видов работ, выполняемых при ремонте, модернизации, реконструкции, приведено в иных нормативных правовых актах (далее – НПА) и технических нормативных правовых актах (далее – ТНПА).

Порядок формирования в бухгалтерском учете информации об ОС в организациях, в т.ч. затрат по их восстановлению, приведен в Инструкции № 262.

Пунктом 20 Инструкции № 26 установлено, что фактические затраты:

– связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией), проведением иных аналогичных работ, относятся на увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости ОС;

– на поддержание ОС в рабочем состоянии (тех­нический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта)

признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.

 

Ремонт

Для целей бухгалтерского учета под ремонтом понимается совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта либо его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями, определенными техническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению дальнейшего интенсивного износа объекта либо его составных частей.

Все работы по поддержанию машин и оборудования (далее – оборудование) в работоспособном состоянии подразделяются на техническое обслуживание и ремонт.

Так, в частности, в ГОСТ 18322-783 приведены следующие определения.

Техническое обслуживание – комплекс операций по поддержанию работоспособности или ис­правности изделий при использовании по назначению, ожидании, хранения и транспортировании.

Согласно пояснениям к термину «Техническое обслуживание», приведенным в приложении 1 (справочное) к ГОСТ 18322-78, под операцией «техническое обслуживание» следует понимать законченную часть технического обслуживания составной части изделия, выполняемую на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности. В состав технического обслуживания могут входить работы по мойке изделия, контроля его технического состояний, очистка, смазывания, крепления болтовых соединений, замена составных частей изделия (например, замена фильтров в автомобиле), регулировка и другие виды работ.

Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделии и восстановлению ресурсов изделия или их составных частей.

В ремонт могут входить разборка, дефектовка, контроль технического состояния изделия, восстановление деталей, сборка и т.д. Содержание части операции ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций технического обслуживания. Ремонт изделий может выполняться заменой или восстановлением отдельных деталей и сборочных единиц. Ремонт любого вида, как правило, должен сопровождаться выдачей определенных гарантий на последующий срок эксплуатации или наработку изделия (приложение 1 к ГОСТ 18322-78).

Работы по техническому обслуживанию и ремонту, как правило, реализются системой планово-предупредительного ремонта, основной которой является совокупность организационно-­тех­нических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования, проводимых профилактических мероприятий по заранее со­ставленному плану в определенных объемах и в определенные сроки в целях предотвращения прогрессивно нарастающего износа, предупреждения аварий и поддержания оборудования в постоянной технической готовности.

В частности, в п. 3.4 разд. ТКП 248-20104 приведено следующее определение понятия «планово-предупредительный ремонт (ППР)» – ремонт транспортных средств, выполняемый с установленном периодичностью и в объеме, определяемом по результатам технического диагностирования.

Основными принципами системы планово-предупредительного ремонта являются ее предупредительность и плановость, заключающееся в том, что:

– после отработки каждым агрегатом установленного промежутка времени для него выполняются техническое обслуживание и ремонтные работы независимо от физического состояния и степени износа;

– проведение технического обслуживания и ремонта осуществляется по специальному графику с заданными объемами работ в назначенные сроки.

Ремонт подразделяется на текущий, средний и капитальный. Различие в видах ремонта состоит в объемах выполняемых работ. Так в частности:

– при текущем ремонте заменяются быстроизнашивающиеся детали и регулируются механизмы;

– при среднем ремонте выполняются частичная разборка агрегата, замена и ремонт отдельных сборочных узлов и механизмов, последующая сборка, регулировка и испытания под нагрузкой;

– при капитальном ремонте выполняются пол­ная разборка агрегатов, узлов, деталей, их дефектовка (сортировка на годные, негодные и требующие восстановления детали) с их заменой или ремонтом с последующей сборкой, регулировкой и испытанием на всех режимах работы.

Ремонт оборудования может быть связан и с его отказом или аварией, указанные виды ремонта называются неплановыми или восстановительными.

Согласно терминологии, приведенной в ГОСТ 18322-78, неплановый ремонт – это ремонт, постановка изделий на который осуществляется без предупредительного назначения.

При этом, согласно приложению 1 к ГОСТ 18322-78, в зависимости от объема выполняемого непланового ремонта, он может быть классифицирован как текущий, средний или капитальный ремонт.

Следует учитывать, что техническое обслуживание и ремонт, независимо от его вида, в бухгалтерском учете отражаются одинаково и относятся на текущие расходы (ч. 2 п. 20 Инструкции № 26).

Пример. В результате падения рухнувшего дерева был поврежден фургон грузового автомобиля (шифр 50401). Фургон восстановлению не подлежал. Организацией был приобретен и установлен новый фургон. Работы были выполнены на стан­ции технического обслуживания. Автомобиль пред­назначен для перевозки товара.

При определении вида работ по восстановлению грузовых автомобилей, наряду с терминологией, приведенной в приложении 5 к Инструкции № 37/18/6, рекомендуем руководствоваться также терминами и определениями, приведенными в ГОСТ 18322-20165:

капитальный ремонт – плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса объекта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Примечание: значение ресурса объекта, близкое к полному, устанавливается в документации (подп. 2.3.7 п. 2.3 разд. 2 ГОСТ 18322-2016);

средний ремонт – плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса объекта с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния объекта в объеме, предусмотренном документацией.

Примечание: объем восстановления ресурса ус­танавливается в документации (подп. 2.3.8 п. 2.3 разд. 2 ГОСТ 18322-2016);

текущий ремонт – плановый ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности объекта и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных легкодоступных его частей (подп. 2.3.9 п. 2.3 разд. 2 ГОСТ 18322-2016);
неплановый ремонт – ремонт, постановка изделий на который осуществляется без предупредительного назначения (подп. 2.3.12 п. 2.3 разд. 2 ГОСТ 18322-2016).

ТКП 248-2010 установлено, что в зависимости от назначения, характера и объема выполняемых работ, ремонт транспортных средств подразделяется на следующие виды:

– текущий ремонт;

– ремонт малой трудоемкости;

– регламентированный ремонт;

– планово-предупредительный ремонт;

– капитальный ремонт;

– восстановительный ремонт (п. 5.3.1 разд. 5 ТКП 248-2010).

При этом под восстановительным ремонтом следует рассматривать ремонт транспортного сред­ства, выполняемый для восстановления его функ­циональной исправности и его составных частей, не подлежащих капитальному ремонту из-за физического износа или аварии.

Таким образом, в результате замены фургона:

– технико-экономические характеристики ав­томобиля (тип двигателя, рабочий объем, мощ­ность и другие показатели) не изменились;

– функциональная исправность фургона, как части транспортного средства, восстановлена.

Учитывая изложенное, рекомендуем работы по замене фургона рассматривать, как внеплановый средний ремонт (восстановление исправности отдельной части автомобиля (частичное восстановление ресурса объекта)), и отнести их к расходам, в том отчетном периоде, в котором они произведены (ч. 2 п. 20 Инструкции № 26).

Пунктом 35 Инструкции № 506 для обобщения ин­формации о расходах, связанных с реализацией продукции, товаров, работ, услуг предназначен сч. 44 «Расходы на реализацию».

В организациях, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность, на сч. 44 «Расходы на реализацию» отражаются расходы на транспортировку товаров, оплату труда, содержание зданий, сооружений, инвентаря, хранение, подработку и упаковку товаров, рекламу, другие аналогичные по назначению расходы.

Произведенные организацией расходы, связанные с реализацией продукции, товаров, выполнением работ, оказанием услуг, отражаются по Д-ту сч. 44 «Расходы на реализацию» и К-ту соответствующих счетов. Суммы, учтенные на сч. 44 «Расходы на реализацию», списываются с этого счета в Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» в соответствии с законодательством.

Стоимость не пригодного для дальнейшего использования фургона определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухучете отражается по Д-ту сч. 10 «Материалы» и К-ту счетов затрат на производство или финансовых результатов (п. 45 Инструкции № 1337).

Пример. На основании договора подряда организацией подрядчику передан для выполнения работ токарный станок 1М63. Согласно дефектному акту, составленному совместно с подрядчиком, планируется выполнить следующие работы: полную разборку станка с дефектацией деталей и узлов, в т.ч. фартука, коробки скоростей, системы смазки, системы охлаждения и других элементов станка с восстановлением и изготовлением новых деталей. Планируется также произвести полную замену коробки передач станка.

В данной ситуации рекомендуем руководствоваться:

а) определениями, приведенными в приложении 5 к Инструкции № 37/18/6;

б) терминологией, приведенной в межгосударственном стандарте ГОСТ 18322-78, а именно:

текущий ремонт – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей;
средний ремонт – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемым в объеме, установленном в нормативно-технической документации.

Примечание. Значение частично восстанавливаемого ресурса устанавливается в нормативно-тех­нической документации;

капитальный ремонт – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Примечание. Значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации.

В результате предполагаемых к выполнению работ технико-экономические характеристики токарного станка (диаметр обрабатываемой заготовки, высота резца, частота вращения шпинделя, обороты рабочих передач и др.) не изменились, а работоспособность восстановлена (станок может эксплуатироваться). При этом ресурс изделия восстановлен почти полностью.

Примечание. Ресурс – суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние (п. 4.5 разд. 4 ГОСТ 27.002-898).

Исходя из объема выполненных работ и руководствуясь терминологией ГОСТ 18322-78, работы по восстановлению станка рекомендуем рассматривать как капитальный ремонт и относить их к расходам в том отчетном периоде, в котором они произведены (ч. 2 п. 20 Инструкции № 26).

Для обобщения информации о затратах, связанных с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств организации, предназначен сч. 25 «Общепроизводственные затраты». На этом счете отражаются, в частности, затраты на ремонт ОС, используемых в производстве (ч.ч. 1, 2 п. 27, ч. 3 п. 47 Инструкции № 50).

Соответственно, стоимость выполненных под­рядчиком работ по текущему ремонту станка отражается по К-ту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с Д-м сч. 25 «Общепроизводственные затраты».

 

Модернизация

В результате модернизации изменяются технико-экономические показатели и стоимость объекта. Кроме того, может быть увеличен ресурс, пересмотрен срок службы объекта. При этом его конструкция и комплектация остаются неизменными.

В СТБ 1218-20009 приведено следующее определение:

модернизация при эксплуатации – комп­лекс работ по улучшению технико-эксплуатационных характеристик изделия, находящегося в эксплуатации, путем замены отдельных составных частей на более совершенные.

Основными направлениями, в частности, модернизации промышленного оборудования, являются:

– увеличение производительности оборудования за счет повышения мощности приводов (двигателей) и частоты вращения, числа ходов и величин подачи рабочих органов. Указанное реализуется в ходе замены двигателя и изменением кинематики отдельных механизмов, а также за счет механизации и автоматизации процессов по креплению и снятию деталей, смены скоростей и подач, уменьшению холостого хода;

– повышение точности, расширение технологических возможностей и изменение технологического назначения оборудования. Данное направление модернизации реализуется внесением изменений в конструкцию отдельных узлов, заменой отдельных частей оборудования. При рас­ширении технологических возможностей модернизируемый станок может быть приспособлен для выполнения более широкого круга работ в пределах его основного технологического назначения или для вы­полнения ранее не свойственных ему работ.

Например, может быть:

– изменено (уменьшено, увеличено) передаточное число коробки передач, в результате чего изменяется скорость вращения шпинделя, но вместе с тем изменяется и мощность привода;

– увеличена долговечность и надежность оборудования за счет повышения износостойкости ответственных деталей, улучшения условия смазки, усиления отдельных деталей (замена материала, термическая обработка, изменение раз­мера и формы);

– повышена безопасность работы и облегчения обслуживания оборудования за счет замены ограждений, предохранительных или блокирующих устройств более совершенными и надежными;

– внесены изменения в программное обеспечение станков с ЧПУ.

Пример. Организацией на основании конструкторской документации фрезерный станок был оборудован централизованной системой смазки (АЦСС). До выполнения работ смазка отдельных частей станка выполнялась индивидуально.

АЦСС представляет собой систему инжекторного типа. Основные компоненты системы – это насос, фильтры, смазочные инжекторы, датчики давления. Смазка подается ко всем частям станка в определенном количестве в автоматическом режиме, который регулируется датчиками давления.

В ГОСТ 27674-8810 приведены следующие определения:

смазочный материал – материал, вводимый на поверхность трения для уменьшения силы трения и (или) интенсивности изнашивания;
смазка – действие смазочного материала, в результате которого между поверхностями уменьшается износ, повреждения поверхности и (или) силы трения;
смазывание – подведение смазочного материала к поверхности трения.

Независимо от вида смазки и ее состава все масла выполняют следующие основные функции:

– уменьшают трение между сопряженными деталями;

– снижают их износ и предотвращают задир;

– отводят от сопрягаемых деталей тепло;

– защищают трущиеся детали и другие неизолированные детали от коррозионного воздействия внешней среды.

Таким образом, в результате оборудования фрезерного станка АЦСС у станка изменились технологическая схема смазки и ее способ (централизованно и автоматически), что, в свою очередь, влияет на эффективность смазывания трущихся деталей и их износ.

Учитывая критерий изменения характеристики станка и руководствуясь определениями, приведенными в приложении 5 к Инструкции № 37/18/6, затраты по устройству АЦСС токарного станка следует рассматривать как его модернизацию.

В соответствии с ч. 1 п. 20 Инструкции № 26 фак­тические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) ОС, проведением иных аналогичных работ, отражаются по Д-ту сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы», списываются по окончанию работ с кредита этого счета в Д-т сч. 01 «Основные средства» и относятся на увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости соответствующего объекта ОС.

Пример. Организацией для продольно-строгального станка приобретена приставная коробка передач с реверсивной электромагнитной муфтой (далее – коробка передач). Приобретенная коробка передач обособлена от станка, и вращение станку передается через плоскоременную передачу. Установленная на станке коробка передач демонтирована. Установка приставной коробки поз­волила увеличить скорость хода продвижения стола продольно-строгального станка.

В соответствии с ч. 1 п. 6 Инструкции № 26 единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект.

Инвентарным объектом ОС является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы (ч. 2 п. 6 Инструкции № 26).

Комплексом конструктивно сочлененных пред­метов (далее – комплекс) является один или не­сколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять определенные функции только в составе комплекса (ч. 3 п. 6 Инструкции № 26).

Если ОС состоит из частей, имеющих различные сроки полезного использования, то каждая такая часть принимается к бухгалтерскому учету как отдельный инвентарный объект ОС при выполнении условий, указанных в ч.ч. 2, 3 п. 6 Инструкции № 26.

Учитывая, что приставная коробка передач, хотя и обособлена от станка, самостоятельных функ­ций не выполняет, оснований для ее отражения как отдельного инвентарного объекта ОС не имеется.

Соответственно, ее следует рассматривать как часть инвентарного объекта ОС «Продольно-строгальный станок».

В результате установки коробки передач произошла замена одной из конструктивных частей станка (коробки передач привода перемещения стола станка), вследствие чего произошло изменение его технических характеристик (увеличение скорости хода продвижения стола), что, учитывая вид работ и состояние станка после их выполнения, в полной мере соответствуют определению «модернизация».

Согласно ч. 1 п. 20 Инструкции № 26 фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) ОС, проведением иных аналогичных работ отражаются по Д-ту сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» и К-ту сч.сч. 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. счетов. Суммы данных затрат, учтенные на сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы», списываются с этого счета в Д-т сч. 01 «Основные средства» по окончании работ.

Обращаем внимание, что материалы, полученные в процессе модернизации, реконструкции, иных работ по капитальным вложениям, в бухгалтерском учете отражаются по Д-ту сч. 10 «Материалы» и К-ту сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» по ценам возможного их использования (п. 44 Инструкции № 133).


1Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстрой­архитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).

2Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).

3ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения», введен в действие постановлением Госстандарта от 17.12.1992 № 3 (далее – ГОСТ 18322-78).

4Технический кодекс установившейся практики ТКП 248-2010 (02190) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения», утв. постановлением Минтранса от 13.05.2010 № 36 (далее – ТКП 248-2010).

5ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения», введен в действие постановлением Госстандарта от 16.05.2018 № 30 (далее – ГОСТ 18322-2016).

6Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).

7Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).

8ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения», введен в действие постановлением Госстандарта от 17.02.1992 № 3.

9СТБ 1218-2000 «Разработка и постановка продукции на производство». Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта от 22.05.2000 № 14.

10ГОСТ 27674-88 «Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения», введен в действие постановлением Госстандарта от 17.12.1992 № 3.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by