Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МАРТ усмотрело дискриминацию в действиях собственника мусорного полигона

Фото: freepik.com

Отказ другому участнику рынка в заключении договора о приеме на захоронение отходов обернулся для коммунального предприятия вынесением решения о нарушении антимонопольного законодательства.

Доминирующее положение: понятие и ограничения

Закон от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) определяет доминирующее положение как исключительное положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее таким субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на рынок и (или) уход с него (п. 1 ст. 6).

Критерии признания положения на рынке доминирующим закреплены в п. 2 ст. 6 Закона:

– доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке составляет 35% и более;

– доля субъекта на рынке менее 35%, но он имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цен (тарифов) и оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, – в этом случае доминирующее положение устанавливается антимонопольным органом.

Закон запрещает злоупотреблять доминирующим положением, т.е. совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц. В частности, запрещается создание дискриминационных условий, в т.ч. применение к продавцам или потребителям неравного подхода при равных условиях (подп. 1.10 п. 1 ст. 18 Закона).

Нарушение этой нормы Закона недавно стало предметом антимонопольного расследования, проведенного МАРТ (решение от 22.07.2022 № 409/23-2022).

В заключении договора отказано

Коммунальное дочернее унитарное предприятие «ЭкоСпецТранс» давно работает в сфере обращения с отходами и заготовки вторсырья. По двум товарным позициям – «услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» и «услуги по приему и захоронению твердых коммунальных отходов» (ТКО) – оно признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в географических границах Минского района, и внесено в госреестр таких субъектов (местный уровень – Минская область). Захоронение отходов осуществляется на расположенном вблизи г. Заславля полигоне, собственником которого является «ЭкоСпецТранс».

Второй участник истории – ОДО «Экология города» среди прочего занимается сбором и вывозом опасных и неопасных отходов, в т.ч. ТКО. Собственных площадок для захоронения ТКО у общества нет.

В феврале 2019 г. «Экология города» получила от Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – комитет природных ресурсов) разрешение на хранение и захоронение отходов производства, в котором местом захоронения указан полигон ТКО в Заславле, принадлежащий УП «ЭкоСпецТранс», и определены ежегодные лимиты отходов. Срок действия разрешения – до февраля 2024 г.

ОДО обратилось в госпредприятие для заключения договора. «ЭкоСпецТранс» заключать договор отказалось, мотивируя это тем, что проектная мощность полигона не позволяет принять отходы в объемах, предусмотренных в выданном обществу разрешении. В то же время предприятие продолжало принимать ТКО от других организаций.

В «Экологии города» полагали, что раз уполномоченный орган выдал разрешение, значит, мощностей полигона для удовлетворения потребностей общества в захоронении отходов достаточно. ОДО обратилось в МАРТ с заявлением, в котором просило установить факт нарушения госпредприятием антимонопольного законодательства.

В чем проявилось злоупотребление

МАРТ начало антимонопольное расследование, в ходе которого пришло к выводу, что в действиях «ЭкоСпецТранс» присутствуют признаки нарушения подп. 1.10 п. 1 ст. 18 Закона – в отношении «Экологии города» созданы дискриминационные условия. Антимонопольный орган вынес предупреждение, которым предписал госпредприятию разработать и принять порядок заключения договоров на захоронение ТКО с учетом требований антимонопольного законодательства и проинформировать об этом порядке ОДО.

В установленный срок предписание УП не выполнило, в связи с чем расследование продолжилось. Его итогом стало установление факта наличия в действиях «ЭкоСпецТранс» нарушения антимонопольного законодательства.

Решение МАРТ основано на следующих обстоятельствах.

1. По состоянию на 27.04.2021 «ЭкоСпецТранс» заключило 147 дей­ствующих договоров с хозяйствующими субъектами на захоронение отходов на полигоне ТКО в Заславле. В том числе УП продолжало заключать новые договоры и после отказа «Экологии города» по причине перегруженности полигона.

Более того, с 01.09.2019 юридические лица, ведущие деятельность в Минском районе, вывозят отходы производства только на этот полигон.

2. МАРТ провело сравнение ОДО «Экология города» с иными заказчиками услуг «ЭкоСпецТранс», с которыми договоры были заключены: все они являлись собственниками отходов; обращались по поводу захоронения отходов аналогичных видов и классов на основании разрешений, выданных комитетом природных ресурсов или иным уполномоченным органом; все доставляли мусор к месту захоронения собственным транспортом. Иными словами, все сравниваемые участники рынка соответствовали тем же критериям.

При этом лимиты, установленные для ОДО в разрешении, не превышали объемы мусора, с которыми ежегодно справлялся полигон, хотя и составили бы весьма существенную долю, будь они приняты, – от 22 до 40% по различным видам отходов.

3. Из полученных МАРТ пояснений Минприроды и Минжилкомхоза следовало, что для каждой местности составляется и утверждается схема обращения с коммунальными отходами. Если в этой схеме назван конкретный объект захоронения, нужно следовать схеме.

Для Минского района такая схема утверждена решением Минского райисполкома от 19.11.2019 № 6072, в ней значится только полигон ТКО вблизи Заславля.

При этом Минжилкомхоз указал, что порядок действий в случаях превышения проектируемой вместимости полигона не установлен. Однако если собственник такого объекта не предпринял действий по его закрытию и у него имеется действующая лицензия на захоронение отходов, то дальнейшая эксплуатация полигона должна осуществляться в порядке, установленном законодательством.

Вывод, к которому пришел антимонопольный орган: УП «ЭкоСпецТранс», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, необоснованно отказало ОДО «Экология города» в заключении договора оказания услуг по захоронению отходов, создав дискриминационные условия через применение неравного подхода к потребителям услуги при равных условиях.

Полигон раздора

Не секрет, что полигон ТКО вблизи Заславля не первый раз является источником конфликта: горожане и жители прилегающих деревень не один год пытаются добиться его закрытия.

Справедливости ради отметим, что «ЭкоСпецТранс» предпринимало усилия по решению проблемы с перегруженностью полигона: обращалось в Минский райисполком с заявкой о выделении земельного участка для строительства объекта по обращению с ТКО на территории Минского района, в ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» – с просьбой выделить средства на разработку предпроектной документации на такое строительство. Однако, как видно из решения МАРТ, обе заявки поддержки не нашли.

Кроме того, предприятие сообщило антимонопольному органу, что еще в 2019 г. информировало комитет природных ресурсов об исчерпании проектных мощностей полигона и просило не выдавать новые разрешения на захоронение на нем отходов. Правда, в ходе антимонопольного расследования подтвердилась только просьба аннулировать разрешение, выданное ОДО «Экология города».

Комитет пообещал информацию о мощности полигона учесть, но разрешения продолжил выдавать и в 2021 г. При этом на момент принятия решения МАРТ каких-либо документов, устанавливающих порядок и сроки закрытия и рекультивации полигона, принято не было.

В отсутствие же решения о закрытии полигона его владелец обязан обеспечить равный доступ к своим услугам для всех потенциальных заказчиков.

Принятие решения МАРТ служит основанием для начала административного процесса. И теперь предприятию грозит крупный штраф – исходя из положений ч. 1 ст. 13.32 КоАП за злоупотребление доминирующим положением он может составить для юрлица до 10% суммы годовой выручки от реализации тех услуг, на рынке которых совершено нарушение, но не менее 500 базовых величин.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений