$

2.3885 руб.

2.6773 руб.

Р (100)

3.4958 руб.

Ставка рефинансирования

8.00%

Торговля

МАРТ: общественный контроль торговли неправомерен

13.12.2019
МАРТ: общественный контроль торговли неправомерен
Фото: roscontrol.com

Проверки объектов торговли общественными объединениями потребителей незаконны. Подобный контроль вправе осущест­в­лять только госорганы и иные организации, уполномоченные на это нормативными правовыми актами. Соответствующее разъяснение сделал МАРТ на своем официальном сайте.

В министерстве отметили, что в последнее время участились случаи, когда представители общественных объединений потребителей приходят в торговый объект и стараются найти в нем как можно больше нарушений. «Народные контролеры» фиксируют реализацию товара с истекшим сроком годности, несоответствие ценника фактической цене товара, отсутствие документов на какой-либо товар или иные нарушения. Далее руководству магазина предлагают подписать договор на участие в платном семинаре по разъяснению правил торговли, в противном случае общественное объединение угрожает передать информацию о выявленных нарушениях в уполномоченный госорган, который проведет проверку и выпишет штраф.

Во многих случаях предприниматели соглашаются на оплату семинара, поскольку это обходится в разы дешевле, чем возможная оплата штрафа. Согласно ст. 12.17 КоАП штраф за нарушение правил торговли составляет до 10 базовых величин (БВ), за повторное нарушение – от 10 до 30 БВ, а за продажу просроченного товара – до 500 БВ.

Проверки по описанной схеме оказались выгодным делом и были поставлены на поток. В интернете даже появились вакансии «народных контролеров», в обязанности которых входят проверка торговых объектов и заключение с ними договоров на платные семинары. При этом зарплата таких работников складывается преимущественно из процентов от количества заключенных договоров.

После того как организации торговли начали обращаться в МАРТ за разъяснениями, регулятор дал ответ: подобного рода проверки не­правомерны. В частности, министерство отметило, что на основании Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510) проверки организаций, их обособленных подразделений вправе проводить только госорганы и иные организации, уполномоченные на это законодательными актами или нормативными правовыми актами правительства. Уполномоченные субъ­екты должны быть также включены в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности. Общественные объединения потребителей к таким субъектам не относятся.

На основании п. 5 Указа № 510 общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять только профсоюзы и их организационные структуры. Другим организациям и физическим лицам проводить такой контроль запрещено. Таким образом государство предприняло меры по исключению оснований для деятельности лжеконтролеров, отметили в МАРТ.

В своем разъяснении министерство предлагает организациям тор­говли самостоятельно пресекать прак­тику навязывания платных образовательных услуг, в т.ч. наладить должный внутренний контроль за соблюдением требований законодательства о торговле и защите прав потребителей и не соглашаться на участие в сомнительных семинарах.

Стоит отметить, что общественные объединения потребителей в соответствии со ст. 47 Закона от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» имеют право направлять в гос­органы материалы для привлечения к ответственности лиц, виновных в реализации потребителям некачественных товаров, а также материалы о нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством. Однако сокрытие такой информации в обмен на предоставление образовательных услуг в любом случае является неправомерным.

Интересен опыт России, где также борются с лжеконтролерами. Например, там есть практика привлечения к уголовной ответственности сотрудников общест­венных организаций по защите прав потребителей за ненаправление актов проверок с выявленными нарушениями в контролирующие органы. Такие действия при возбуждении уголовного дела квалифицируются правоохранительными органами России как коммерческий подкуп, совершенный группой лиц по предварительному сговору, сопряженный с вымогательством.

В отечественном законодательстве такие действия могут быть квалифицированы по ст. 252 УК «Коммерческий подкуп». При этом лицо, предоставившее вознаграждение, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию или расследованию преступления, либо же если такое вознаграждение вымогалось.

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Илона ФЕДОРУК, юрист


***