$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Лукавые цифры и свободная касса©

24.10.2014

Бизнес-союзы прогнозируют резкое ухудшение условий для розничной торговли и сферы услуг в связи с принятием постановления Нацбанка от 29.09.2014 № 559 «О регулировании тарифов на эквайринг и инкассацию». На круглом столе, состоявшемся 21 октября в Минторге, предприниматели попытались донести свою позицию до государственных органов.

Повышение тарифов на инкассацию, прием наличных и эквайринг заместитель председателя Правления Нацбанка Сергей Дубков объясняет необходимостью увеличения до конца следующего года доли безналичных расчетов до 50% денежного оборота против нынешних 18%. У нас же пока терминалов для расчетов «пластиком» в 3 раза меньше, чем касс. По словам С.Дубкова, в мировой практике 1% безналичного товарооборота дает 0,1% роста ВВП, а потому увеличение безналичных расчетов стимулируют во всем мире. В придачу низкие тарифы на инкассацию банки вынуждены субсидировать за счет других операций. Например, в свое время Нацбанку даже пришлось отказаться от убыточных услуг инкассации, поскольку источников для перекрестного субсидирования не было. Представитель Нацбанка также отметил, что безопасность безналичных расчетов обеспечить проще и дешевле, чем наличных, а терминалы не обязательно покупать — их можно взять и в аренду.

С обвинениями в превышении регулятором своих полномочий и нарушении законодательства, выдвинутыми в письме бизнес-союзов (см. «ЭГ», № 79, с. 2.), С.Дубков решительно не согласен. По его словам, Нацбанк не вправе и не собирался устанавливать тарифы для банков, а только рекомендует их уровень. «Лукавыми цифрами» представитель регулятора назвал данные о рентабельности и зарплатах в торговле и финансовом секторе, приведенные в письме Белорусского союза предпринимателей и Республиканской ассоциации предпринимательства, направленном вице-премьеру П.Прокоповичу, в Минторг и Департамент ценовой политики Минэкономики. Эти показатели в данных отраслях, по его мнению, несопоставимы. Отметим, что этот вопрос следовало бы переадресовать к методологам отечественной статистики.

Есть и ряд объективных и субъективных причин. Так, в силу специфики деятельности в торговле и финансах структура и квалификационные требования трудовых ресурсов действительно сильно различаются. Никого в мире не удивить тем, что банковские работники зарабатывают больше, чем труженики ритейла. Эффективность банков принято оценивать прежде всего по рентабельности активов и капитала (уровень которых в последние годы оставляют желать лучшего), а не по рентабельности затрат и продаж, как в других отраслях. Понятно и нежелание бизнеса финансировать выполнение плана по росту безналичного оборота, тем более что в конечном итоге за это заплатит население.

Тем не менее Нацбанк твердо намерен добиваться повышения доли безналичных расчетов, в т.ч. с помощью тарифной политики. В утешение С.Дубков и модератор круглого стола замминистра торговли Ирина Наркевич предложили Ассоциации торговых сетей и остальным ритейлерам наладить конструктивный диалог с Ассоциацией банков и отдельными финансовыми учреждениями. Получается, что каждой торговой организации придется договариваться с обслуживающим банком в индивидуальном порядке. До сих пор мало кому удавалось изменить предлагаемые банками условия договоров на расчетно-кассовое обслуживание. Еще меньше шансов, что это удастся сейчас, когда банки в своей тарифной политике будут руководствоваться рекомендациями Нацбанка, тем более что они им выгодны.

Предчувствуя такой исход, руководители бизнес-союзов и ряда торговых предприятий весьма эмоционально описывали на круглом столе апокалипсические последствия реализации норм постановления № 559. Так, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов заявил, что этот документ вообще мало связан со стимулированием безналичных расчетов, тем более что торговля и сама старается как может. По мнению В.Маргелова, ритейлеры и так установили терминалы везде, где только можно, а потому ни к чему загонять отрасль в угол и позволять банкам разорять малый бизнес. По его данным, плата за доставку долларов из США составляет 0,45% от суммы операции, а Нацбанк рекомендует тариф на уровне 1%.

В свою очередь, председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин считает, что у Нацбанка есть другие способы сокращения издержек в наличном денежном обороте — от изъятия из обращения мелких купюр и введения еще более крупных до деноминации. Действительно, самая крупная в стране 200-тысячная банкнота сегодня составляет менее 20 USD, а самая мелкая — 0,0004, что при нынешних ценах несерьезно. Смена номиналов могла бы существенно сократить издержки денежного обращения, считает А.Калинин. Заодно это сделает более выгодным и удобным безналичные расчеты, для стимулирования которых есть и другие способы. Кроме того, председатель БСП также обратил внимание на нарушение Нацбанком при принятии постановления № 599 подп. 1.1 Директивы № 4, в котором предусмотрено исключить вмешательство органов госуправления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности и подп. 9.2 этой же Директивы, который предписывает при ухудшении условий для бизнеса предусматривать адаптационный период. К тому же, как считает А.Калинин, такие вопросы, как рекомендации по повышению тарифов на расчетно-кассовое обслуживание, должны приниматься совместным постановлением Совмина и Нацбанка, а не в одностороннем порядке. Теперь же рост тарифов усугубит финансовое положение не только розничной торговли и аптек, но и сферы бытовых услуг и общепита, где цены и так непрерывно растут.

Такого же мнения придерживаются и представители торговых организаций, в т.ч. крупных. Они заявляют, что были в шоке, когда узнали о повышении этих тарифов, которые автоматически делают убыточным их бизнес. Один из участников встречи предложил представить, что будет, если торговля по примеру банков в одночасье поднимет торговые надбавки до 60%.

Эти настроения разделяют и представители местных властей. Главный специалист отдела финансов Мингорисполкома Людмила Демкина отметила, что сегодня средняя торговая надбавка в столичной торговле составляет 13%, а по социально значимым товарам — 8–12%. Поэтому рост тарифов сделает многих субъектов розничной торговле убыточными. Существенно усложнится возможность проведения разного рода акций со скидками, выездной торговли, в т.ч. приуроченной к праздникам. Повышение потребительских цен из-за роста банковских тарифов особенно некстати сейчас, когда местные власти, в т.ч. Мингорисполком,как отметила Л.Демкина, прилагают столько усилий, чтобы обуздать инфляцию и активизировать торговлю.

По оценке Минторга, в результате следования рекомендациям постановления № 599 тарифы на эквайринг вырастут в 2–3 раза, а на инкассацию в 3–4 раза. Это приведет к увеличению издержек в торговле на 1,96 трлн. Br в год — что даже несколько больше, чем оценка бизнес-союзов (1,7 трлн.) — и, соответственно, к росту розничных цен на 4–7%. Моделирование ситуации на одном из торговых предприятий показало снижение рентабельности на 0,5 п.п.

Можно предположить, что такие предприятия для сохранения нормы прибыльности увеличат цены, что по ряду товаров повлечет снижение спроса, а в целом — увеличит расходы населения. Все эти обстоятельства складываются в фактор, который может иметь далеко идущие макроэкономические последствия. Но если на круглом столе компромисс найден не был, то проведенный анализ должен заставить Нацбанк, Минторг, банки, торговлю и всех заинтересованных искать оптимальный вариант комплексного решения проблем денежного обращения и развития бизнеса, инфляции и потребления.

Валерия ГЕРАСИМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях