$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

Лизинг вывозит перевозчиков

24.02.2017

В автопарке белорусских перевозчиков всего 13% новых автомобилей (в возрасте до 3 лет), тогда как в 2013 г. их было 42%. Для поддержания конкурентоспособности на международном рын­ке перевозок нужны специальные лизинговые программы, чтобы активнее обновлять технику, заявил заместитель гендиректора ОАО «Белмагистральавтотранс» Александр Зенькевич на пресс-конференции.

В прошлом году белорусские международные перевозчики купили 900 автомобилей, при потребности 1000–1500 в год. Доля автомобилей экологического стандарта ЕВРО-5 и ЕВРО-6 почти достигла 60%. При этом у наших компаний доля машин категории ЕВРО-6 всего 2%, тогда как у конкурентов из стран Балтии и Польши – 15–17%, сообщила заместитель генерального директора ассоциации «БAMАП» Наталья Высоцкая.

По данным БАМАП, в 2016 г. экспорт услуг грузовых автоперевозок составил около 900 млн. USD – на 5% больше, чем годом ранее. В этой сфере наблюдалось улучшение деловой активности по сравнению с тяжелыми 2013–2014 гг. Хотя уровня экспорта 2011–2012 гг. (свыше 1 млрд. USD) достичь не удалось, в БАМАП считают, что это дело ближайшего времени – благодаря повышению эффективности работы, мобилизации ресурсов, росту оборачиваемости, сокращению по­рожних пробегов. Количество перевозок выросло на 14%, а их объем – на 17%. Но остается проблема обновления автопарка. Для ее решения требуется активное со­трудничество с автозаводами и лизинговыми компаниями.

Лизинг автотранспорта во­стребован перевозчиками, не­смотря на невысокую рентабельность (6–8%), рассказал А. Зенькевич. При этом их инвестиционные издержки со­ставляют около 20% (с учетом ускоренной амортизации при лизинге). Но если зарубежные автоперевозчики берут технику в лизинг под 3–5%, то у нас – под 9–11% (в валюте). Остается надеяться, что в Беларуси со временем условия улучшатся, тем более что положительная динамика имеется. Но при имеющейся рентабельности обслуживать такие лизинговые платежи довольно трудно.

Стандартные условия лизинга сегодня – ставка рефинансирования + 3%, объясняет председатель Белорусского союза лизингодателей Алек­сандр Цыбулько. Стоимость привлекаемых ресурсов определяется как ставка Libor + оценка рисков. И, поскольку Беларусь числится в самой высокой группе риска – 7-й, кредиты остаются дорогими. Финансированием покупки им­портной техники часто занимаются дилеры, которые находят кредиты в Европе. Белорусским лизинговым компаниям чаще приходится искать средства для финансирования продаж МАЗа. В любом случае главная проблема – отсутствие платежеспособного спроса и низкая рентабельность в реальном секторе.

Изменить ситуацию пытается дочерняя компания «Приорбанка» – СООО «Райффайзен-­Лизинг», занимающая в сег­менте лизинга автотехники на белорусском рынке 15–20%. Она предлагает транспортникам лизинг на 5 лет под 8,5% годовых в валюте. В последние 7 лет у компании объем операций в этой сфере составляет не менее 25 млн. EUR, рассказал директор «Райф­файзен-Лизинга» Максим Лисицкий. При этом активы компании составляют около 150–160 млн. EUR. В текущем году планируется лизинг автотехники на 35–40 млн. EUR. Этому способствует стабильная работа транспортной от­расли, устойчивая долговая репутация перевозчиков, а также определенное оживление зарубежных банков и бизнеса. Остается «конвертировать» эти тенденции в новые интересные и выгодные про­граммы. Одна из них – выделение ЕБРР группой «Райффайзен» 30 млн. EUR для финансирования лизинга автотехники.

Предложения «Райффайзен-­Лизинга» ориентированы пре­жде всего на малые компании. Но они должны иметь соответствующий баланс, показатели и перспективы деятельности на рынке, обеспечивающие будущий денежный поток, свидетельствующий о способности обслуживать 5-летний лизинг.

Хороший перевозчик определяется не по размеру, а по эффективности работы и финансовым показателям в от­четности, считает М. Лисицкий. Работая с белорусскими клиентами, «Райффайзен-Лизингу» приходится учитывать требования европейских кредиторов и акционеров. И здесь транспортная отрасль выглядит гораздо привлекательнее, чем, например, не­движимость.

Лизинг – стратегическое на­правление для группы «Приорбанк», сообщил заместитель председателя правления ОАО «Приорбанк» Вадим Матюшкин. Оно позволяет ин­вестировать на длительные сроки в наиболее интересные отрасли, в т.ч. в экспортно ориентированные услуги и про­изводства. Это характерно и для группы «Райффайзен» в целом. Она уже 20 лет оказывает услуги лизинга в странах Цент­ральной и Восточной Ев­ропы. В прошлом году объем нового бизнеса составил около 2 млрд. EUR, из которых почти 2/3 приходится на сферу грузоперевозок. «В раз­ных странах у нас различные приоритеты, – пояснил управляющий директор «Райф­файзен-­Лизинг Интернейшнл» Михаель Хакл. – Но когда мы рассматривали возможность финансирования инвестпроектов в Беларуси, было логично выбрать инвестиции в отрасль, которая развивалась динамично в течение многих лет».

Предложение «Райффайзен-­Лизинга» выглядит достаточно хорошим, но недостаточным в масштабах отечественного рын­ка, полагает А. Зенькевич. По его подсчетам, на 15 млн. EUR можно купить лишь 150 автопоездов. Но в республике сегодня около 40–50 компаний, которые ежегодно приобретают по не­сколько десятков автомобилей. Если брать машины класса ЕВРО-5, то при вложении соб­ственных средств в размере 20%, потребность в лизинге – по 2 млн. EUR в год только для одной компании. Объем рынка в целом – еще больше. Поэтому необходима программа, предусматривающая как больший объем ин­вестиций, так и более комфортные ставки, например, на уровне 6% годовых, считает А. Зенькевич.

Но для достижения таких ставок нашей стране не хватает и 20 лет устойчивого роста, полагает В. Матюшкин. «В ус­ловиях стабильности Нац­банк смог бы продолжать политику снижения ставок на кредиты в белорусских руб­лях и создавать атмосферу удешевления привлекаемых из-за рубежа ресурсов, – считает он. – Стабильная экономическая динамика дол­жна быть и на окружающих рын­ках».

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА