Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.979
EUR:
3.4547
RUB:
3.6938
BTC:
112,664.00 $
Золото:
319.73
Серебро:
3.6
Платина:
127.48
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Лизинг: в какой валюте рассчитывается поручитель

Лизингополучатель перечислял лизинговые платежи в иностранной валюте (разрешение Нацбанка имелось). Позже договор лизинга был расторгнут и обязательства по нему перешли к поручителю.

Можно ли поручителю погасить долг лизингополучателя не в долларах, а в белорусских рублях?

В похожей ситуации 14.04.2020 разбирался Верховный Суд Беларуси.

Между ООО «А» (лизингодатель) и СЗАО «П» (лизингополучатель) 29.08.2014 был подписан договор финансового лизинга. В нем стороны согласовали график лизинговых платежей и указали, что лизингополучатель перечисляет платежи лизингодателю в USD в безналичном порядке. Разрешение Нацбанка на проведение расчетов в иностранной валюте было получено.

Стороны признали существенным нарушением договора неуплату лизингового платежа полностью либо частично за период свыше 30 дней.

Кроме того, были заключены договоры поручительства с СЗАО «П» и ООО «Т». Оба поручителя обязались солидарно отвечать перед кредитором за исполнение обязательств по договорам финансового лизинга, включая своевременную уплату лизинговых платежей и выкупной стоимости предметов лизинга, неустойки, процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора.

Сначала лизинговые платежи вносились своевременно, а затем начались сбои в их перечислении, ­в конце концов просрочка превысила 30 дней.

Лизингодатель расторг договор лизинга и обратился с иском к поручителям в экономический суд о взыскании солидарно 5855,36 USD лизинговых платежей. 06.02.2020 иск был удовлетворен: СЗАО «П» и ООО «Т» должны были выплатить в пользу ООО «А» задолженность в сумме 12 612,45 руб., а также 637,5 руб. в счет возмещения расходов истца ­на оплату госпошлины. Это реше­н­ие поддержала и апелляционная инстанция.

 

Кассационная жалоба

Но ООО «А» не устроили вынесенные в ее пользу решения, оно направило в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда кассационную жалобу с просьбой их отмены.

Лизингодатель настаивал, что суды неправильно применили п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса (ГК) и подпунк­ты 25.8 и 25.13 п. 25 Правил проведения валютных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила проведения валютных операций). И в итоге пришли к неверному выводу о том, что на дату обращения истца с иском в суд, а также на день вынесения решения по делу зако­нодательством не предусмо­тре­на возможность использования иностранной валюты при осуществлении расчетов между субъектами валютных операций – резидентами, являющимися лизингодателем и поручителями по договорам финансовой аренды (лизинга).

Судьи не правы, утверждая, что требования истца подлежат удовлетворению в белорусских рублях по официальному курсу USD, установленному Нацбанком на день выне­сения решения, поскольку иной курс договорами поручительства не установлен.

 

Позиция Верховного Суда

Однако судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда поддержала решение экономического суда.

Так, на дату расторжения договора (на 03.05.2019) обязательство лизингополучателя по оплате лизингового платежа за 21.08.2018 в сумме 5855,36 USD не исполнено. И взыскание с солидарных поручителей этого платежа в пользу ООО «А» правомерно.

Часть 1 ст. 11 Закона от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» запрещает использование иностранной валюты при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных этим Законом и иными актами валютного законодательства.

Перечень таких случаев перечислен в п. 25 Правил проведения валютных операций.

В случае невозможности исполнения поручителем обязательств по договору поручительства в USD (неполучение разрешения Нацбанка на осуществление расчетов в иностранной валюте) оно может производиться в белорусских рублях по курсу Нацбанка на день оплаты.

Материалами дела подтвержда­ется и сторонами не оспаривается, что ­поручители по договорам поручи­тельства разрешение Нацбанка на использование иностранной ­валюты при расчетах не получали.

К тому же изменилось законодательство в этой части. Согласно постановлению Правления Нацбанка от 19.12.2018 № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» разрешения Нацбанка на использование иностранной валюты в расчетах между резидентами РБ с 01.03.2019 не действуют.

В силу ст. 66 Закона от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах» НПА не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юрлиц.

Так как из-за изменения законодательства об использовании иностранной валюты в расчетах между резидентами РБ поручители не могут рассчитаться с лизингодателем в USD, суд взыскал с поручителей задолженность в сумме 12 612,45 белорусских рублей, что эквивалентно 5855,36 USD на 06.02.2020 – дату принятия решения экономического суда.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by