Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Зарубежный опыт
01.04.2003 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЛИТВА ...Приблизить власть к человеку

Схема рационального размещения производительных сил в Литве, разработанная и внедренная с конца 60-х -- начала 70-х гг. ХХ века, предусматривала ограничение роста больших городов и стимулирование развития малых и средних, равномерное размещение промышленности, что в сочетании с детально разработанной картографией урожайности и специализации сельхозугодий по территориям создало объективные предпосылки для оптимального использования экономического и человеческого потенциала республики. С восстановлением независимости Литвы сменились и акценты региональной политики...

Схема рационального размещения производительных сил в Литве, разработанная и внедренная с конца 60-х -- начала 70-х гг. ХХ века, предусматривала ограничение роста больших городов и стимулирование развития малых и средних, равномерное размещение промышленности, что в сочетании с детально разработанной картографией урожайности и специализации сельхозугодий по территориям создало объективные предпосылки для оптимального использования экономического и человеческого потенциала республики. С восстановлением независимости Литвы сменились и акценты региональной политики.

ПО СЛОВАМ секретаря министерства внутренних дел Расы Будбяргите и директора департамента публичного администрирования МВД Литвы Паулюса Скарджюса, задача -- максимально приблизить власть к человеку, как территориально, так и функционально. Поэтому в перспективе ставится цель -- разукрупнить бывшие районы советской эпохи, создавая разветвленную сеть органов самоуправления на местах при качественно ином наполнении самого содержания понятия "самоуправление".

Авторы новой концепции административно-территориального обустройства, которая реализуется уже 12 лет, пошли в соответствии с конституцией 1992г. на упразднение прежней системы 530 апилинковых (сельских) советов, вместо которых в настоящее время действуют укрупненные подразделения местной власти -- "сянюнии" (от "сянюнас" -- "староста"). А сама местная власть представлена теперь лишь одним уровнем управления -- самоуправлениями ("савивальдибе"), которые уже далеко не во всем совпадают с бывшими районами. Ликвидирована система привилегированных городов т.н. "республиканского подчинения". Они переведены в статус обычных самоуправлений, подчиненных центральному правительству, независимо от их величины -- будь-то столица или курортная местность на берегу Балтики.

Таким образом, в Литве уже не 55 самоуправлений (11 городов и 44 района), как это было раньше, а 60. В перспективе их будет около 90. Беря пример со скандинавов, авторы концепции административно-территориального обустройства Литвы ориентируются на самоуправления с населением в среднем 30--40 тысяч человек (сейчас эта цифра в 1,5--2 раза больше).

Причем реформа во все большей степени будет развиваться не "сверху", а "снизу", по инициативе самих граждан. Пример новых самоуправлений красноречиво свидетельствует о лучшем удовлетворении ими запросов людей, чем это было прежде, при отсутствии здесь органов местной власти. Перспективы развития процесса очевидны, -- учитывая разветвленную сеть местечек и поселков городского типа, которые располагают необходимой инфраструктурой и экономически в состоянии выполнять необходимые функции местной власти.

Отношения государства и самоуправлений регулируются специальным законом о местном самоуправлении, согласно которому органам власти на местах предоставлены широкие полномочия в рамках их компетенции, а также делегирована часть государственных функций -- прежде всего в сфере охраны окружающей среды, упорядочения территории, здравоохранения, культуры, просвещения и т.д.

Сохранило свои органы территориального управления страной -- уезды ("апскритис") -- и правительство. Однако, в отличие от самоуправлений, это -- децентрализованный уровень государственного руководства. В настоящее время таких уездов 10 -- столько же, сколько было регионов в концепции 60-х годов. Следовательно, налицо определенная преемственность.

Детальный анализ того, как разделить функции между местной и центральной властью, еще только ведется. Однако принципиально вопрос уже решен. Местная власть не подотчетна уездам административно, однако уезды контролируют выполнение конституции страны, законов и подзаконных актов. Для этого учрежден специальный представитель правительства в уезде. Согласно с Европейской хартией самоуправления, которую ратифицировала и Литва, вмешательство государства в дела самоуправлений должно быть пропорционально интересам граждан, которых оно обязано защитить. Таким образом, система уездов -- это не "генерал-губернаторство", как она иногда именуется недовольными, а сама правительственная "вертикаль власти", направленная не на подавление инициативы самоуправлений, а на приближение государства к людям.

Вместе с тем Основной закон страны предусматривает и прямое правление -- в случаях, если местная власть злостно игнорирует конституцию, законы или распоряжения правительства. Либо если на территории самоуправления не состоялись выборы в местные советы. В таком случае выборы назначаются сразу же после введения прямого правления. По утверждению наших собеседников, таких случаев в истории взаимоотношений местных органов власти с центральными еще не было.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by