Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Лицензирование в области пожарной безопасности: какие изменения ожидаются

Фото: freepik.com

Проект закона «О лицензировании» готовится к рассмотрению на сессии Палаты представителей во втором чтении. В число лицензируемых включена деятельность по обеспечению пожарной безопасности. Разработчики законопроекта исходили из того, что отсутствие контроля в данной сфере может привести к угрозе государственным и общественным интересам, жизни и здоровью граждан, а также нарушить устойчивое функционирование объектов экономики.

Лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности сегодня осуществляет МЧС, а оценку того, насколько юридические лица и индивидуальные предприниматели готовы работать в этой сфере, дает учреждение «Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности» данного министерства. Эти положения вошли и в проект закона «О лицензировании» (далее – проект).

Содержание включенного в проект перечня работ (услуг), составляющих лицензируемую деятельность по обеспечению пожарной безопасности, аналогично перечню, указанному в п. 10 приложения к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом от 01.09.2010 № 450.

Вместе с тем в закон предлагается включить перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ и (или) оказание услуг в отношении которых подлежит лицензированию.

Напомним, что в настоящее время действуют Перечень потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности (приложение 2 к Закону от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности») и Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утв. постановлением Совмина от 05.08.2016 № 614 «О вопросах экспертизы промышленной безопасности». Применение этих двух перечней на практике создает определенные трудности для соискателей лицензии и лицензиатов при определении ими потенциально опасных объектов и технических устройств, в отношении которых они планируют выполнять лицензируемые работы. Теперь два перечня будут объединены в один и войдут в закон в качестве приложения.

Ставится задача ликвидировать «узкие» места, выявленные в ходе проведения органами МЧС надзорно-профилактических мероприятий. Например, действующее законодательство позволяет субъекту хозяйствования, осуществляющему деятельность по обеспечению пожарной безопасности, иметь минимально требуемое количество сотрудников (не менее трех человек). При этом в случае найма дополнительных работников «забывают» проверить, насколько их квалификация и знания соответствуют сложности поставленных задач.

В связи с этим в ст.ст. 122 и 123 проекта закрепляются требования к персоналу. Так, работники должны иметь соответствующую квалификацию, проходить обучение с учетом профиля выполняемых работ и проверку (оценку) знаний в порядке, установленном МЧС. Требование о запрете совместительства распространяется на каждую заявленную работу или услугу, составляющую лицензируемый вид деятельности, для каждого обособленного подразделения.

Совмину поручается разработать и закрепить своим постановлением обязательные требования к выполнению работ и оказанию услуг по проектированию, монтажу, наладке, техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, созданию и функционированию профессиональных аварийно-спасательных служб, капитальному ремонту (перезарядке) огнетушителей, выполнению работ с применением огнезащитных составов и т.д. Сегодня такие нормы содержатся в различных технических НПА.

Отметим, что терминология, используемая в проекте, приведена в соответствие с Законом от 22.06.2001 № 39-З «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», техническим регламентом ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017), а также государственным стандартом РБ СТБ 11.03.02-2010 «Система стандартов пожарной безопасности. Средства огнезащитные. Общие технические требования и методы испытаний», утв. постановлением Госстандарта от 24.09.2010 № 58.

Декретом от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» прописаны обязанности субъектов хозяйствования соблюдать в процессе осуществления экономической деятельности общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов. Поэтому соответствующие требования исключены из лицензионных и долицензионных по всем лицензируемым видам деятельности.

В ст. 121 проекта записано: контроль за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, в т.ч. вынесение требований (предписаний) об устранении выявленных нарушений, осуществляется органами государственного пожарного надзора.

Разработчики закона обратили внимание, что обеспечить с учетом численного состава центрального аппарата МЧС эффективный контроль за соблюдением действующего законодательства о лицензировании сложно. Сотрудникам министерства пришлось бы много времени проводить в командировках в ущерб выполнению ими иных должностных обязанностей.

Поэтому предложили наделить должностных лиц органов государственного пожарного надзора территориальных органов по чрезвычайным ситуациям правом осуществлять контроль за соблюдением законодательства о лицензировании, что позволит более оперативно реагировать на нарушения.

Так, выявление нарушений на ранних стадиях строительства дало бы возможность минимизировать затраты на их устранение, на уже эксплуатируемых объектах – помогло бы своевременно ликвидировать, например, угрозу для жизни и здоровья населения, а также минимизировать последствия в случае возникновения чрезвычайных ситуа­ций.

Данный подход не потребует создания специализированного подразделения по контролю за соблюдением законодательства о лицензировании за счет увеличения штатной численности работников МЧС, а следовательно, не понадобится и дополнительное бюджетное финансирование.

***

Каким будет окончательный вариант проекта закона «О лицензировании» – покажет время. Пока в постоянных комиссиях идет обсуждение и доработка его норм с учетом поступивших от депутатов и специалистов предложений. 

О планируемых новациях в лицензировании других видов деятельности читайте здесь и здесь.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений