Ликвидация юридического лица по инициативе учредителя: алгоритм действий

В условиях экономической турбулентности владельцы компании могут посчитать нецелесообразным дальнейшее ведение бизнеса и принять решение о ликвидации. Поскольку законодательство отводит на эту процедуру не более девяти месяцев, нужно заранее хорошо представлять все ее этапы. Кратко напоминаем алгоритм действий при добровольной ликвидации юрлица.
Принятие решения о добровольной ликвидации
Юридически процесс ликвидации организации начинается с момента принятия собственниками компании или уполномоченными на то госорганами решения о прекращении ею деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам.
В соответствии со ст. 57 ГК и п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение), правом принять решение о добровольной ликвидации наделены собственник имущества (учредители, участники) или органы юридического лица, уполномоченные на то учредительными документами.
Особенности принятия такого решения обусловлены организационно-правовой формой юрлица, регулируются ГК и Законом от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) и отражены в таблице 1.
Таблица 1
Организационно-правовая форма |
Орган, принимающий решение о ликвидации |
Требования к принятию решения |
Унитарное предприятие |
Собственник имущества УП (п. 6 ст. 113 ГК) |
Если собственник – физлицо, решение (в письменном виде) принимает непосредственно он; если собственник – хозобщество, решение принимает общее собрание участников в указанном ниже порядке либо совет директоров (наблюдательный совет), если они наделены такой компетенцией уставом (ст. 35 Закона) |
Хозяйственное общество (ООО, ОДО, АО) |
В хозобществе с одним участником – этот участник (ч. 10 ст. 45 Закона); в иных случаях – общее собрание участников (ст.ст. 24, 34 Закона) |
В ООО и ОДО решение о ликвидации принимаются всеми участниками единогласно (ст.ст. 109, 111 Закона); в АО за ликвидацию должны проголосовать не менее ¾ акционеров, участвующих в правомочном собрании (ст.ст. 83, 89 Закона). В обоих случаях решение оформляется протоколом общего собрания |
Законодательство обязывает собственника (иного инициатора ликвидации) назначить ликвидационную комиссию либо ликвидатора (п. 1 ст. 58 ГК, ч. 1 п. 6 Положения). Именно они и будут фактически руководить этим процессом.
На практике целесообразно определиться с кандидатурами до проведения общего собрания или формализации единоличного решения о ликвидации и отразить этот вопрос в таком решении. Также в нем можно сразу указать, как распределяются обязанности между членами ликвидационной комиссии (в случае ее создания), и прописать порядок и сроки ликвидации (п. 1 ст. 58 ГК, ч. 1 п. 6 Положения).
Выбор ликвидатора и оформление отношений с ним
При выборе ликвидатора нужно помнить: если у компании есть задолженность перед кредиторами, ее руководитель (собственник, учредитель) не может выполнять функции ликвидатора (председателя комиссии) (ч. 5 п. 6 Положения). В таком случае к кандидатуре ликвидатора предъявляется ряд требований: у него должно быть высшее образование (лучше экономическое либо юридическое), опыт хозяйственной или индивидуальной предпринимательской деятельности не менее 3 лет.
На практике, если фирма не обременена долгами, ликвидатором часто выступает один из руководителей (директор, участник). Если такое лицо еще является работником юрлица, эти обязанности могут исполняться в рамках трудового договора (с внесением в него необходимых изменений). Но допустимо заключить с ликвидатором и гражданско-правовой договор. Если же к моменту начала ликвидации в штате уже не осталось работников, собственник / бывший директор нередко выполняет ликвидаторские функции безвозмездно и без оформления договора.
С ликвидатором, привлекаемым со стороны и выполняющим эти функции на возмездной основе, заключается гражданско-правовой договор:
– с физлицом – договор подряда или оказания услуг;
– с юрлицом – как правило, договор оказания услуг.
Со дня назначения ликвидатора к нему переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого юрлица. В этой связи, если эти функции выполняет не руководитель, необходимо переоформить на ликвидатора банковскую карточку с образцами подписей (ч. 4 ст. 200 БК) и провести инвентаризацию активов и обязательств (п. 2 ст. 13 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Кого необходимо уведомить о самоликвидации
В соответствии с п. 12 Положения сведения о том, что юрлицо находится в процессе ликвидации, размещаются на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к этому журналу. Выполнить эту обязанность нужно оперативно, т.к. квитанция об оплате услуг по опубликованию входит в пакет документов, представляемых в регистрирующий орган.
Круг органов и лиц, которых необходимо уведомить о ликвидации, а также особенности их информирования отражены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование госоргана / организации / группы лиц |
Сроки |
Требования к представляемой информации / иные особенности |
Регистрирующий орган (в большинстве случаев – исполком) |
В течение 10 календарных дней после принятия решения о ликвидации |
Представляются: – заявление о ликвидации по установленной форме; – решение о ликвидации; – документ, подтверждающий оплату за публикацию в «Юстиции Беларуси»; – если среди собственников/участников есть иностранные организации – легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство их юридического статуса; – документы, подтверждающие полномочия заявителя (п. 7 Положения) |
Работники |
Не менее чем за 2 мес. до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены коллективным договором (п. 1 ст. 42, ч. 3 ст. 43 ТК) |
Форма – письменное предупреждение о предстоящем увольнении. С согласия работника предупреждение можно заменить выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка (ч. 5 ст. 43 ТК) |
Орган по труду, занятости и социальной защите |
В общем случае – не менее чем за 2 мес. до предстоящего высвобождения работников; при массовом высвобождении – не позднее чем за 3 мес. (ст. 21 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь») |
По каждому работнику представляются сведения: фамилия, профессия (специальность), квалификация, размер оплаты труда |
Профсоюз |
Не позднее чем за 2 недели (ч. 1 ст. 46 ТК); при массовом высвобождении – не позднее чем за 3 мес. |
Форма – письменное уведомление |
Кредиторы |
Срок не установлен, но он должен быть достаточным для заявления кредиторами их требований в пределах срока ликвидации |
Письменное уведомление способом, позволяющим зафиксировать отправку. При этом кредиторы вправе заявить свои требования в течение не менее 2 мес. с даты размещения сведений на сайте «Юстиции Беларуси» |
Обязанности по уведомлению дебиторов о ликвидации нет, но ликвидатор обязан принять все возможные меры к получению дебиторской задолженности (п. 1 ст. 59 ГК).
Подача налоговой декларации
В течение пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации следует подать в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию за истекший налоговый период и за период с начала текущего налогового периода по день подачи заявления. Уплатить налоги нужно не позднее 22-го числа следующего месяца (п. 1 ст. 44 НК).
Если в процессе ликвидации возникли объекты налогообложения, то дополнительно придется подать налоговую декларацию по ним не позднее 10 рабочих дней до представления в регистрирующий орган окончательного ликвидационного баланса и в течение 5 рабочих дней выполнить налоговые обязательства.
Обратите внимание: в течение 30 рабочих дней с даты подачи заявления о ликвидации ИМНС должна провести проверку ликвидируемого предприятия. Как показывает практика, подобная проверка может затянуться на несколько месяцев, а порой и повлечь начисление весомых штрафов. |
Альтернативой проверке является проведение аудита предприятия (независимой оценки деятельности).
В Беларуси существует достаточно внушающих доверия организаций, которые способны взять на себя аудит любой сложности. Одна из них – компания « АСБ Консалт», которая уже 8 лет удерживает лидирующие позиции на рынке аудиторских услуг. Команда профессионалов, работающих в «АСБ Консалт», способна решить самые нетривиальные задачи в кратчайшие сроки. Поэтому проведение аудита способно существенно сэкономить время и деньги предприятия.
Представление отчета в Белгосстрах
В силу п. 34 Положения о порядке составления и представления отчета о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Совмина от 19.07.2017 № 538, ликвидатор не позднее 15 рабочих дней с даты поступления заявления о ликвидации в регистрирующий орган должен представить отчет по ликвидации в Белгосстрах. Подать его можно либо в виде электронного документа / в электронном виде, либо на бумажном носителе путем вручения представителю страховщика, уполномоченному на прием отчетов (по почте отправить отчет нельзя).
В отчет включаются сведения за период с начала года по месяц, предшествующий месяцу ликвидации.
За непредставление отчета в Белгосстрах на страхователя может быть наложен штраф в размере 10 БВ (п. 275 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом от 25.08.2006 № 530).
Составление ликвидационного баланса
В ходе добровольной ликвидации ликвидационный баланс составляется дважды.
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 59 ГК после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор обязан составить промежуточный ликвидационный баланс. В него включаются сведения о составе имущества компании, перечне требований кредиторов и результатах их рассмотрения.
Составлению промежуточного баланса предшествует инвентаризация активов и обязательств. На этом этапе анализируется дебиторская и кредиторская задолженность, дебиторам рассылаются требования о погашении задолженности, а при недостаточности денежных средств для расчетов с кредиторами имущество ликвидируемой организации продается с публичных торгов.
Промежуточный баланс утверждается лицом/органом, принявшим решение о ликвидации (ч. 2 п. 2 ст. 59 ГК), после чего в течение двух рабочих дней его копия представляется в налоговый орган (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК).
Важно: если решение о ликвидации принято общим собранием участников хозобщества, баланс тоже утверждается решением общего собрания. |
В случае когда после расчета с кредиторами у компании осталось имущество, оно передается собственнику (учредителям, участникам), если иное не установлено законодательными актами или учредительными документами (п. 7 ст. 59 ГК).
По завершении всех расчетов составляется окончательный ликвидационный баланс, который подписывается ликвидатором (всеми членами ликвидационной комиссии) и утверждается в изложенном выше порядке. Его копия тоже подается в налоговую.
Завершение процедуры ликвидации
На завершающей стадии процедуры ликвидатор:
– составляет и утверждает акт списания неиспользованных бланков строгой отчетности (копия акта не позднее следующего дня направляется в ИМНС);
– уничтожает списанные бланки в установленном порядке;
– сдает на хранение в архив все документы ликвидируемого юрлица, включая документы по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда работников (ч. 1 п. 16 Положения).
И наконец, для внесения в ЕГР записи об исключения юрлица из регистра ликвидатор представляет в регистрирующий орган документы, указанные в п. 13 Положения:
– окончательный ликвидационный баланс;
– оригинал свидетельства о государственной регистрации (а если он утерян – заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате).