«Ликвидационный аудит»: какие методы и способы выбрать
Постановлением Минфина от 1.08.2017 № 22 определены правила участия аудиторов в процессе ликвидации субъектов хозяйствования. Ускорить этот процесс действительно необходимо. Но все ли ясно и прозрачно для аудита и его потенциальных пользователей? Рассмотрим некоторые аспекты оказания таких услуг.
Напомним, что в соответствии с п. 3 Декрета от 28.02.2017 № 2 и постановлением Совмина от 4.07.2017 № 500 (далее – постановление № 500) аудиторы могут оказывать услуги по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности). Перечень аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей (ИП), которые имеют право при соблюдении установленных условий оказывать такие услуги, формируется согласно представленной аудиторами информации и размещается на официальном сайте Минфина.
Данные нормы призваны ускорить процесс ликвидации бизнеса, что потребует некоторых расходов от юрлиц и ИП, но должно обеспечить минимальные издержки для бюджета. Но полагаем, что «ликвидационный» аудит по своему назначению, контексту и цели – это не привычное стороннее суждение аудиторов о состоянии учета и отчетности с формулировкой рекомендаций по устранению отдельных нарушений. Практически это полновесный акт фискальной проверки. К сожалению, введение «ликвидационного» аудита создает прецедент «скрещивания» независимой оценки финансового положения предприятий и государственного контроля. Поэтому попытка установить в нормативном правовом акте потребности налоговой проверки неизбежно вступает в противоречие с целями, способами и методами аудита, использованием его инструментов.
Например, в информации в отчете по результатам аудита при ликвидации должны быть указаны использованные аудиторами методы проверки (п. 8 Инструкции о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию отчета по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности), утв. постановлением Минфина от 1.08.2017 № 22, далее – Инструкция № 22).
Что собой представляет метод проверки? В п. 18 Национальных правил аудиторской деятельности «Выборочный способ и другие способы тестирования в аудите», утв. постановлением Минфина от 9.07.2001 № 77 (далее – Правила № 77), указывается на основные методы отбора элементов выборки: случайный, систематический или бессистемный отбор. Далее, в п. 10 Правил № 77 предусмотрено, что при планировании аудиторских процедур аудиторской организации необходимо определить надлежащие способы отбора элементов для тестирования в целях получения достаточных аудиторских доказательств. Аудиторской организации необходимо принять решение об элементах, которые необходимо протестировать в проверяемой совокупности. Это могут быть все элементы (сплошная проверка), специфические элементы (тестирование определенных элементов) или отдельные элементы (выборочный способ). Выбор одного способа или сочетание нескольких способов тестирования элементов является предметом профессионального суждения аудиторской организации и зависит от конкретных обстоятельств аудита, оцененных рисков существенного искажения информации и ожидаемой эффективности применяемых способов.
Поэтому в п. 8 Инструкции № 22 следовало бы предусматривать указание не методов (это технология, «внутренняя кухня» аудита), а способов, точнее – способ проведения аудита. Но при проверке правильности исчисления и уплаты налогов для целей ликвидации возможна только сплошная проверка. Таким образом, допустимо предлагать в Инструкции № 22 вариантность способов проведения аудита, но не методов. Ведь для подтверждения достоверности расчетов с бюджетом и иных обязательных процедур иные способы, кроме сплошной проверки, представляются неуместными.
В контексте аудита при ликвидации и формулировка п. 11 Инструкции № 22 о содержании в отчете рекомендаций по устранению нарушений представляется не отражающей сути аудита. Вернее было бы указать содержание там в первую очередь конкретных выводов о наличии нарушений, а уже затем – рекомендаций по их исправлению.
Аудиторское заключение по результатам аудита при ликвидации по форме (также утверждена постановлением № 22) имеет достаточно четкую структуру, однако по сути это действительно акт по результатам проверки, а не документ с выражением мнения (в понимании общего законодательства об аудите – аудиторского мнения (заключения) без оговорок или модифицированного аудиторского мнения (заключения).
Представляется, что в дальнейшем обнаружится еще немало противоречивых элементов и аспектов. Поэтому «ликвидационный» аудит – это по своей природе самый пунктуальный, внимательный и требовательный вид аудита, а с учетом п. 2 постановления № 500, где упоминаются «сомнения» госорганов, – наиболее ответственный и рискованный.