Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Личная жизнь по международным правилам

Фото: mvd.gov.by

Законодательство, регулирующее ответственность за домашнее насилие, усовершенствуют с учетом практики применения и международного опыта. Новые меры пресечения семейной агрессии обсуждали на международном круглом столе «Совершенствование законодательства в области противодействия насилию в семье в Республике Беларусь», организованном Фондом ООН в области народонаселения в РБ (ЮНФПА) и МВД.

Домашнее насилие, которому чаще всего подвергаются женщины и дети, больше не является индивидуальной проб­лемой, осуждается публично и за­прещено законодательно. Преступный произвол будет пресекаться все более радикальными мерами – в Беларуси разрабатывается концепция законопроекта «О предупреждении насилия в семье».

Международным ориентиром является Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием 2011 г., т.н. Стамбульская конвенция. Насилие над женщинами и домашнее насилие квалифицируется здесь не иначе чем нарушение прав человека, дискриминация по гендерному признаку. Конвенция возводит семейное насилие в категорию абсолютных преступлений, для инициирования процесса по которым не требуется согласие жертвы.

Беларусь Стамбульскую кон­венцию до сих пор не ратифицировала. У нас проблему решает комплекс нормативно-правовых актов, фундамент которого – Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», принятый в 2014 г. (далее – Закон).

В ст. 1 Закона определено понятие «насилие в семье» – умышленные действия физического, психологического, сек­суального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные ин­тересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания. Далее в ст. 17 Закона установлены основные профилактические мероприятия – выявлять факты, обобщать и систематизировать информацию, принимать меры по выявлению и устранению причин насилия в семье. Непосредственных мер профилактики в Законе четыре: профилактическая беседа, официальное предупреждение, профилактический учет, защитное предписание. Именно предписание в 2014 г. считалось очень прогрессивным инструментом, но работает он не в полную силу.

Долго предупреждаем

Защитное предписание – специальный способ защиты жертв насилия в семье от повторных нападений. Согласно ст. 31 Закона защитное предписание  установление лицу, совершившему насилие в семье, ограничений на определенные действия: выяснять мес­то пребывания потерпевших, посещать их, звонить по телефону, разыскивать через Интернет. Но защитное пред­писание применяется только после вынесения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст.ст. 9.1, 9.3, 17.1 КоАП. До этого виновному должно быть вынесено официальное предупреждение и кроме того он должен состоять на профилактическом учете. Все это ограничивает оперативность реагирования на факты бытовой агрессии, говорит заместитель начальника главного управления – начальник управления профилактики МВД Олег Каразей. Эффективнее было бы закрепить в законодательстве возможность вынесения защитного предписания непосредственно после первого случая насилия в семье. Тем не менее, если в 2014 г. защитное предписание получили 214 граждан (из них 166 человек – с требованием покинуть жилье), то в 2015 г. – 1422/1152 человек, в 2016 г. – 2950/2457 человек, в 2017 г. – 5442/4862 граждан.

МВД видит еще несколько основных направлений улуч­шения законодательства по предупреждению домашнего насилия. В частности, предлагается усовершенствовать само понятие «насилие в семье». В Стамбульской конвенции домашнее насилие определяется как все акты физического, сексуального, психологического или экономического насилия, которые происходят в кругу семьи, или в быту, или между бывшими и нынешними супругами и партнерами. В Беларуси агрессивные действия бывших членов семьи не рассматриваются как насилие в семье, к ним нельзя применять профилактические меры воздействия. Экономическое насилие считается частным внутрисемейным во­просом. Тут мы как «белая ворона» среди стран СНГ и Евросоюза. В законодательстве Казахстана, Литвы, Азербайджана, Молдовы, Кыргызстана и др. экономическое насилие определено как форма насилия в семье, которая включает любые умышленные действия с целью поставить гражданина в зависимое положение посредством лишения жилья, пищи, одежды.

Нет соответствия

Глобальный анализ национального законодательства и организационного потенциала для определения готовности Беларуси к подписанию Стам­бульской конвенции завершил Национальный центр законодательства и правовых исследований при Администрации Президента РБ. Отчет занял 130 страниц.

Для того чтобы стать участником Стамбульской кон­венции, национальное законодательство надо привести в соответствие с ее положениями, обратил внимание начальник управления законодательства о национальной безопасности и правоохранительной деятельности НЦЗПИ Дмитрий Шилин. Юристы видят 12 пробелов в правовом регулировании про­блемы. В частности, необходимо расширить определение понятия «насилие в семье», включив в него бывших супругов (сожителей), близких родственников, а также ввести понятия «экономическое насилие» и «угроза совершения насилия». Национальным законодательством не определен единый координирующий орган, ответственный за мониторинг и оценку политики и мер по предупреждению и борьбе со всеми формами насилия. Необходимо закрепить возможность вынесения защитного предписания непосредственно после первого случая насилия в семье. Требуется регламентировать вопросы разработки и применения программ лечения в отношении лиц, совершивших акты насилия в семье, с целью профилактики совершения ими повторных актов насилия и т.д.

В целом профилактика должна основываться на принципе признания общественной опасности насилия и нетерпимого отношения к любым его проявлениям. Недопустимо рассматривать обычаи, религиозные убеждения, вероисповедание, традиции как оправдания любых форм насилия в семье или основания для освобождения от ответственности.

За более строгие законодательные меры решения проблемы выступают парламентарии. По мнению заместителя председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по региональной политике и местному самоуправлению Светланы Герасимович, жертвы насилия сегодня имеют доступ к службам, помогающим восстановиться после трагедии. Законом «О социальном обслуживании» предусмотрено, что гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации, в частности, при установлении фактов семейного неблагополучия, конфликтов и насилия в семье. Таким людям государство предоставляет материальную помощь, временное жилье, социально-медицинское обслуживание и т.д. Право детей на защиту от насилия гарантировано Кодексом о браке и семье и Законом «О правах ребенка». Факты насилия над ребенком могут явиться основанием как для ограничения права на общение с ним, так и лишения родительских прав. Поэтому работа должна быть направлена не только на совершенствование системы оказания помощи пострадавшим, но и на укрепление норм ненасильственного поведения и гендерного равенства в обществе.

Фотографии: Максим Ермоленко для Фонда ООН в области народонаселения  в Республике Беларусь.

Справочно: в 2017 г. по оперативным данным ОВД без наказания остались 90 тыс. случаев домашнего насилия, зарегистрировано 51 тыс. административных правонарушений, 2,5  тыс. преступлений. На профилактическом учете в связи с насилием в семье состоит 7698 граждан. Из них в Минске – 1531, в Могилевской области – 1519, Минской – 1292, Витебской – 1073, Брестской – 892, Гродненской – 712, Гомельской – 679 человек. От домашнего насилия в 2017 г. погибло 107 человек (278 человек в 2008 г.). Каждый месяц в ОВД поступает свыше 10 тыс. сообщений о фактах домашнего насилия, разбирательство по большинству которых не влечет какого-либо наказания в связи с примирением сторон.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений