Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проекты
26.01.2018 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №7 (2111) от 26.01.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Либерализация лицензирования на подходе

Одна из самых ожидаемых составляющих «либерализационного» пакета – проект указа «О совершенствовании лицензирования» – проходит завершающее обсуждение. Он подготовлен с учетом предложений предпринимателей и предусматривает очередное сокращение лицензируемых видов деятельности, а также смягчение лицензионных требований в некоторых сферах.

Либерализация лицензирования на подходе

В основу проекта положен принцип лицензирования лишь тех видов деятельности, где требуется защита государст­венных и общественных интересов, окружающей среды, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан. При этом перечень лицензируемой деятельности предлагается сократить на 11 позиций. Среди них: оказание юридических услуг; психологической помощи; деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями; конт­роль радиоактивного загрязнения; услуги подвижной элек­тросвязи (за исключением сотовой подвижной электросвязи), трансляция телевизионных программ, эфирная трансляция звуковых программ; создание и функционирование подразделений, осуществляющих тушение пожаров; экспертная деятельность по разработке пас­портов пожарной безопасности, выполнению расчетов по обеспечению пожарной безопасности; деятельность по заготовке лома и отходов черных и цветных металлов; деятельность в об­ласти автомобильного тран­спорта (кроме международной); диагностика, профилактика заболеваний и лечение сельскохозяйственных животных, животных, используемых в культурных мероприятиях, служебных и лабораторных; охрана юридическим лицом своих работников и принадлежащих ему объектов (имущества). Впрочем, это не исключает наличия в законодательстве особых правил и требований по этим видам деятельности и санкций за их нарушение.

«Электронные» лицензии

В действующем Указе Президента от 01.09.2010 № 450 «О совершенствовании лицензирования» предлагается уп­ростить требования и условия осуществления лицензируемых видов деятельности и обеспечить равные условия для организаций всех форм собственности. Кроме того, в целях развития электронного правительства, сокращения затрат на изготовление и приобретение бланков лицензий предлагается лицензии с 1 января 2019 г. выдавать исключительно в электронном виде.

Кроме того, появится воз­можность представления документов в электронном виде как при подаче заявлений в лицензирующий орган, так и при изменении штатного расписания, приеме на работу и увольнении работников и т.п.

Проще получить, труднее потерять

В новой редакции Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом № 450, закреплены требования к соискателю лицензии и лицензионные условия ведения деятельности лицензиатом. При этом отдельные требования к соискателям по некоторым видам деятельности исключены и отнесены к условиям лицензируемого вида деятельности. Это позволит субъектам хозяйствования сократить затраты, которые приходится нести по содержанию работников, имущества до получения лицензии. Исключается отнесение одних и тех же проступков к обычным и грубым нарушениям лицензионных требований и условий, особых лицензионных требований.

Планируется создание единого реестра выданных лицензий, в т.ч. действующих, пре­кращенных, аннулированных и приостановленных. Доступ к нему предполагается сделать свободным.

Лицензирующие органы будут вправе (но не обязаны) приостанавливать лицензию в ее части в случае, когда нарушение выявлено по одному или нескольким обособленным подразделениям, торговым и иным объектам, в отношении одной или нескольких работ и услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории. Это, по замыслу разработчиков, должно снизить коррупционные риски.

В целях смещения целей деятельности госорганов от наказания к профилактике правонарушений проект предусматривает при допущении лицензиатом грубых нарушений законодательства о лицензировании принимать решения о приостановлении деятельности субъектов до устранения нарушений. Предполагается, что это позволит защитить интересы граждан и государства, сохранить рабочие места и поступления в бюджет.

Прекращение действия и ан­нулирование лицензии станет возможным только по решению суда, за исключением строго ограниченного числа случаев.

Исключается требование о согласовании с Департаментом фармацевтической промышленности Минздрава номенклатуры заявляемых к производству лекарственных средств. Это облегчит свободу ведения бизнеса в данной сфере, поскольку не понадобится постоянно вносить изменения в лицензию при изменении номенклатуры производимых лекарств.

Лицензирование БелАЭС и другие спецпроекты

Новацией станет проведение общественных обсуждений обо­снований решений по вопросам лицензирования при использовании атомной энергии, что соответствует требованиям и рекомендациям МАГАТЭ. Так что уже в текущем году гражданам нашей страны предстоит обсудить вопросы выдачи лицензии на эксплуатацию энергоблока № 1 БелАЭС.

Исключаются излишние требования к лицензиатам в об­ласти деятельности по разработке и производству бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты и специальных материалов для защиты их от подделки.

Основную часть работ по защите национального киберпространства и информационных ресурсов выполняют субъекты хозяйствования на основании лицензий по технической и (или) криптографической защите информации. Лицензионные требования здесь до сих пор остаются на уровне 90-х годов прошлого века. Теперь их планируется поднять на качественно новый уровень. По­скольку процедуры подтверждения соответствия средств защиты информации требованиям законодательства осуществляются Оперативно-аналитическим центром при Президенте, лицензирование деятельности по реализации средств защиты информации является излишним.

Будет скорректирован порядок лицензирования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, с учетом требований Закона от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экс­пертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» и правоприменительной практики.

Учреждения образования и соцзащиты населения смогут осуществлять медицинскую деятельность без лицензии – с учетом ее распространения только на бюджетные организации, созданные для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-­тех­нических и иных функций некоммерческого характера, финансируемых из соответствующего бюджета.

Свободу торговле мазутом и конфискатом

При оптовой торговле лицензируемыми нефтепродуктами сейчас необходимо наличие и соответствие предъявляемым требованиям склада хранения. Но наличие такого склада не предусмотрено при оптовой торговле мазутом и нефтебитумом. Поэтому для такой торговли лицензию концерн «Белнефтехим» будет выдавать фактически по заявительному принципу при минимальном пакете представляемых документов. При этом концерну при­дется контролировать соответствие объекта оптовой торговли (склада хранения нефтепродуктов) обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов с использованием контрольного списка вопросов (чек-листа).

Также не потребуется лицензия на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий для хранения (как вида предпринимательской деятельности) изъятых, арестованных или обращенных в доход государства алкогольной, непищевой спир­тосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.

«Дело врачей» побеждает

Планируется существенно упростить лицензирование медцентров. Так, лицензию на медицинскую деятельность смогут получить и частные клиники, в которых работают имеющие высшее медицинское образование врачи без первой или высшей категории при условии прохождения повышения квалификации (переподготовки).

Для медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, предполагается исключить требование о наличии 5-летнего стажа работы по специальности (сокращается до 3 лет), а также о непрерывности этого стажа работы непосредственно перед получением лицензии либо приемом на работу к лицензиату.

Вообще не потребуется наличие любого медицинского стажа работы у индивидуальных предпринимателей, а также привлеченных ими медицинских работников, имеющих сред­нее специальное медицинское образование. Наличие даже второй квалификационной категории будет свидетельствовать о наличии как минимум двух лет медицинского стажа (неважно, по какой медицинской специальности).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by