Либерализация лицензирования на подходе
Одна из самых ожидаемых составляющих «либерализационного» пакета – проект указа «О совершенствовании лицензирования» – проходит завершающее обсуждение. Он подготовлен с учетом предложений предпринимателей и предусматривает очередное сокращение лицензируемых видов деятельности, а также смягчение лицензионных требований в некоторых сферах.
Либерализация лицензирования на подходе
В основу проекта положен принцип лицензирования лишь тех видов деятельности, где требуется защита государственных и общественных интересов, окружающей среды, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан. При этом перечень лицензируемой деятельности предлагается сократить на 11 позиций. Среди них: оказание юридических услуг; психологической помощи; деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями; контроль радиоактивного загрязнения; услуги подвижной электросвязи (за исключением сотовой подвижной электросвязи), трансляция телевизионных программ, эфирная трансляция звуковых программ; создание и функционирование подразделений, осуществляющих тушение пожаров; экспертная деятельность по разработке паспортов пожарной безопасности, выполнению расчетов по обеспечению пожарной безопасности; деятельность по заготовке лома и отходов черных и цветных металлов; деятельность в области автомобильного транспорта (кроме международной); диагностика, профилактика заболеваний и лечение сельскохозяйственных животных, животных, используемых в культурных мероприятиях, служебных и лабораторных; охрана юридическим лицом своих работников и принадлежащих ему объектов (имущества). Впрочем, это не исключает наличия в законодательстве особых правил и требований по этим видам деятельности и санкций за их нарушение.
«Электронные» лицензии
В действующем Указе Президента от 01.09.2010 № 450 «О совершенствовании лицензирования» предлагается упростить требования и условия осуществления лицензируемых видов деятельности и обеспечить равные условия для организаций всех форм собственности. Кроме того, в целях развития электронного правительства, сокращения затрат на изготовление и приобретение бланков лицензий предлагается лицензии с 1 января 2019 г. выдавать исключительно в электронном виде.
Кроме того, появится возможность представления документов в электронном виде как при подаче заявлений в лицензирующий орган, так и при изменении штатного расписания, приеме на работу и увольнении работников и т.п.
Проще получить, труднее потерять
В новой редакции Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом № 450, закреплены требования к соискателю лицензии и лицензионные условия ведения деятельности лицензиатом. При этом отдельные требования к соискателям по некоторым видам деятельности исключены и отнесены к условиям лицензируемого вида деятельности. Это позволит субъектам хозяйствования сократить затраты, которые приходится нести по содержанию работников, имущества до получения лицензии. Исключается отнесение одних и тех же проступков к обычным и грубым нарушениям лицензионных требований и условий, особых лицензионных требований.
Планируется создание единого реестра выданных лицензий, в т.ч. действующих, прекращенных, аннулированных и приостановленных. Доступ к нему предполагается сделать свободным.
Лицензирующие органы будут вправе (но не обязаны) приостанавливать лицензию в ее части в случае, когда нарушение выявлено по одному или нескольким обособленным подразделениям, торговым и иным объектам, в отношении одной или нескольких работ и услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории. Это, по замыслу разработчиков, должно снизить коррупционные риски.
В целях смещения целей деятельности госорганов от наказания к профилактике правонарушений проект предусматривает при допущении лицензиатом грубых нарушений законодательства о лицензировании принимать решения о приостановлении деятельности субъектов до устранения нарушений. Предполагается, что это позволит защитить интересы граждан и государства, сохранить рабочие места и поступления в бюджет.
Прекращение действия и аннулирование лицензии станет возможным только по решению суда, за исключением строго ограниченного числа случаев.
Исключается требование о согласовании с Департаментом фармацевтической промышленности Минздрава номенклатуры заявляемых к производству лекарственных средств. Это облегчит свободу ведения бизнеса в данной сфере, поскольку не понадобится постоянно вносить изменения в лицензию при изменении номенклатуры производимых лекарств.
Лицензирование БелАЭС и другие спецпроекты
Новацией станет проведение общественных обсуждений обоснований решений по вопросам лицензирования при использовании атомной энергии, что соответствует требованиям и рекомендациям МАГАТЭ. Так что уже в текущем году гражданам нашей страны предстоит обсудить вопросы выдачи лицензии на эксплуатацию энергоблока № 1 БелАЭС.
Исключаются излишние требования к лицензиатам в области деятельности по разработке и производству бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты и специальных материалов для защиты их от подделки.
Основную часть работ по защите национального киберпространства и информационных ресурсов выполняют субъекты хозяйствования на основании лицензий по технической и (или) криптографической защите информации. Лицензионные требования здесь до сих пор остаются на уровне 90-х годов прошлого века. Теперь их планируется поднять на качественно новый уровень. Поскольку процедуры подтверждения соответствия средств защиты информации требованиям законодательства осуществляются Оперативно-аналитическим центром при Президенте, лицензирование деятельности по реализации средств защиты информации является излишним.
Будет скорректирован порядок лицензирования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, с учетом требований Закона от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» и правоприменительной практики.
Учреждения образования и соцзащиты населения смогут осуществлять медицинскую деятельность без лицензии – с учетом ее распространения только на бюджетные организации, созданные для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, финансируемых из соответствующего бюджета.
Свободу торговле мазутом и конфискатом
При оптовой торговле лицензируемыми нефтепродуктами сейчас необходимо наличие и соответствие предъявляемым требованиям склада хранения. Но наличие такого склада не предусмотрено при оптовой торговле мазутом и нефтебитумом. Поэтому для такой торговли лицензию концерн «Белнефтехим» будет выдавать фактически по заявительному принципу при минимальном пакете представляемых документов. При этом концерну придется контролировать соответствие объекта оптовой торговли (склада хранения нефтепродуктов) обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов с использованием контрольного списка вопросов (чек-листа).
Также не потребуется лицензия на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий для хранения (как вида предпринимательской деятельности) изъятых, арестованных или обращенных в доход государства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.
«Дело врачей» побеждает
Планируется существенно упростить лицензирование медцентров. Так, лицензию на медицинскую деятельность смогут получить и частные клиники, в которых работают имеющие высшее медицинское образование врачи без первой или высшей категории при условии прохождения повышения квалификации (переподготовки).
Для медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, предполагается исключить требование о наличии 5-летнего стажа работы по специальности (сокращается до 3 лет), а также о непрерывности этого стажа работы непосредственно перед получением лицензии либо приемом на работу к лицензиату.
Вообще не потребуется наличие любого медицинского стажа работы у индивидуальных предпринимателей, а также привлеченных ими медицинских работников, имеющих среднее специальное медицинское образование. Наличие даже второй квалификационной категории будет свидетельствовать о наличии как минимум двух лет медицинского стажа (неважно, по какой медицинской специальности).