Лесхоз провел выборочную санитарную рубку леса, а с него потребовали возместить ущерб
Лесхоз завершил выборочную санитарную рубку. Согласно акту проверки, проведенной работниками Государственной инспекции охраны животного и растительного мира, спилены не только сухостой и поврежденные деревья, но и здоровые ели, дубы и березы. Руководство лесхоза отказалось возмещать вред, так как считало, что в ходе проверки допущены нарушения.
Государственное лесохозяйственное учреждение (далее – ГЛХУ, ответчик) выдало лесорубочный билет лесничеству на проведение выборочной санитарной рубки промежуточного пользования. Таксация участка производилась путем отбора каждого дерева, подлежащего удалению, с нанесением на стволы отметок резчиком.
Позже работники Государственной инспекции охраны животного и растительного мира (далее – госинспекция, истец) провели проверку, которая выявила существенные расхождения по числу срубленных и предназначенных к удалению деревьев, их диаметрам, разрешенному к заготовке объему с объемом фактически заготовленной древесины.
Результаты проверки зафиксированы госинспекцией в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде. По материалам отвода для рубки выделялось 382 дерева общим объемом 79 м3, а на самом деле спилено 333 дерева объемом 111,57 м3.
При осмотре вывезенных на производственную базу лесхоза деревьев оказалось, что на некоторых комлевых отрезах дубов отсутствуют нанесенные при таксации отметки, т.е. эти деревья не подлежали удалению.
Было признано, что рубка 88 деревьев, в т.ч. 22 осин, 34 елей, 8 дубов, 6 берез, общим объемом 51,05 м3 в ходе санитарно-оздоровительного мероприятия проведена без разрешительных документов.
Госинспекция направила ГЛХУ претензионное письмо о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в размере 229,47 базовых величин (БВ), или 5851,48 руб., и о возмещении стоимости незаконно заготовленной древесины в размере 36,66 БВ, или 909,33 руб.
Отказ от добровольного возмещения вреда послужил основанием для обращения госинспекции в суд.
Установив факт незаконного изъятия 51,05 м3 древесины, экономический суд и его апелляционная инстанция признали заявленные истцом требования обоснованными.
Ответчик направил в Верховный Суд кассационную жалобу на вынесенные постановления. Он утверждал, что при обследовании лесосеки в качестве незаконно срубленных учтены пни деревьев от рубок прошлых лет. Кроме того, госинспекция нарушила порядок и сроки проведения освидетельствования, а расчет объема вырубленной древесины проведен неверно.
Однако 30.06.2020 судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда не поддержала ГЛХУ, исходя из следующего.
Пункт 4 ст. 1 Лесного кодекса (ЛК) содержит понятие выборочных санитарных рубок. Это рубки, при которых осуществляются удаление, изъятие сухостойных, усыхающих и (или) поврежденных деревьев.
В соответствии с п. 33 ст. 1 ЛК под незаконной рубкой понимается:
– рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности без разрешительных документов;
– рубка не тех пород, на которые выданы лесорубочный билет, ордер;
– рубка сверх объема, указанного в лесорубочном билете, ордере (с учетом установленного республиканским органом госуправления по лесному хозяйству допустимого отклонения фактически заготовленного объема древесины от указанного в лесорубочном билете, ордере).
Согласно ст. 101 Закона от 26.11.1992 № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» вред, нанесенный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда.
Размер возмещения вреда определяется в соответствии с таксами, установленными Президентом, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.
В данном случае размер вреда истец определил в соответствии с приложением 8 к Указу Президента от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».
Расчет стоимости незаконно заготовленной древесины произведен в соответствии с постановлением Совмина от 20.07.2001 № 1073 на основании такс, утвержденных данным постановлением.
При определении объема незаконно вырубленной древесины госинспекция руководствовалась подп. 6.5 п. 6 Технического кодекса установившейся практики ТКП 622-2018 (33090) «Технические требования при лесоустройстве. Отвод и таксация лесосек в лесах Республики Беларусь», утв. постановлением Минлесхоза от 12.07.2018 № 9.
Суд также оценил возражения ответчика, основанные на том, что при обследовании лесосеки в качестве незаконно срубленных учтены пни деревьев от рубок прошлых лет. В ходе судебных разбирательств выяснилось, что ранее рубки проводились в иных местах и соответственно пни деревьев от рубок прошлых лет в акте не могли быть учтены.
Верховный Суд посчитал, что судебные инстанции обоснованно отклонили и другие доводы ответчика.