Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Итоги
16.06.2020 5 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №44 (2343) от 16.06.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Легкая промышленность: не все еще потеряно

Фото: facebook.com/ConteOfficialPage

В отрасли легкой промышленности доминируют частные предприятия. Здесь также много успешных примеров государственно-частного партнерства. Тем не менее проблемными остаются вопросы уровня заработной платы и роста складских запасов. 

Легкая промышленность – одна из немногих отраслей нашей страны, где преобладают предприятия с небольшой численностью работников. На 1 января 2019 г. производство текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и меха было основным видом деятельности для 1955 юридических лиц. Из них 1222, или 62,5% от общего количества, являлись микроорганизациями – на каждом из них работало до 15 человек. Еще 564 предприятия (28,8%) были отнесены к малым организациям со штатом до 100 человек.

Соответственно только 169 предприятий, занятых в отрасли, можно назвать средним или крупным бизнесом. Следует заметить, что численность предприятий отрасли последние 5 лет остается стабильной, с небольшими колебаниями в пределах 0,5% в год.

С точки зрения формы собственности легкая промышленность является отраслью с доминированием частных предприятий. В государственной собственности (с полным или частичным участием государства) находится всего 6,6% юрлиц, однако это, как правило, крупные предприятия, которые несмотря на небольшой удельный вес занимают 47% в объеме производимой продукции.

В отрасли легкой промышленности сформировалось много примеров государственно-частного партнерства и приватизации государственной соб­ственности. Например, в состав акционеров ОАО «Элема» входят пред­приниматели Александр Шушкевич, Андрей Жаринов, Виктор Туревич, при этом более 16% акций остаются в собственности Мингорисполкома. Однако в истории предприятия отсутствуют корпоративные кон­фликты, «Элема» успешно развивается и сегодня является едва ли не лучшим примером организации роз­ничной продажи одежды белорусского производства. В качестве примера приватизации можно привести сде­лку по приватизации ОАО «Брест­ский чулочный комбинат» и СООО «Белвест». В первом случае СООО «Конте-Спа» выкупило долю государства в ОАО «Брестский чулочный комбинат» в размере 19,39% за 3,7 млн USD. Во втором – Юрий Суманеев и Дмитрий Гонцов выкупили у государственного концерна «Беллегпром» 55% СООО «Белвест» за 10 млн USD. Эти сделки говорят о том, что легкая  промышленность является видом экономической деятельности, интересным не только для малого бизнеса. А такие бренды, как «Милавица», «Конте», «Свитанак», извест­ны не только внутри страны, но и за ее пределамию.

Однако хватает в отрасли и проб­лем. В начале года на предприятиях легкой промышленности было занято 84 тыс. человек. Только за прошлый год численность работников сократилась на 1,2 тыс. Основная причина – низкий уровень оплаты труда. В январе-апреле средняя начисленная зарплата работника лег­кой промышленности составила 806,4 руб. Это самое низкое значение во всей промышленности. Сравните: работнику обрабатывающей промышленности за тот же период в среднем было начислено 1180 руб. – на 46,3% больше. Неудивительно, что год от года предприятия легкой промышленности теряют кадры, и, судя по всему, темпы оттока растут.

Вторая проблема, которая обращает на себя внимание, – рост складских запасов, что стало еще более заметно на фоне экономического кризиса. По данным Белстата, по состоянию на 1 мая 2020 г. складские запасы товаров легкой промышленности составили в 4 раза больше среднемесячного объема производства. В первую очередь это касается льняных и шерстяных тканей, трикотажных изделий, верхней одежды, чулочно-носочных изделий. Особенно большим является складской запас обуви, который превышает среднемесячный объем производства в 9 раз. Все это выдает традиционные для отрасли проблемы со сбытом.

Однако нужно отдать должное предприятиям легкой промышленности и признать, что они умеют не только работать на склад. Например, в условиях эпидемии коронавируса швейные производства довольно бы­с­тро наладили производство средств защиты. В частности, в январе-апреле 2020 г. предприятия сшили почти 55 млн лицевых масок и 1,2 млн защитных комбинезонов и халатов. Если судить по складским остаткам, 47,7 млн лицевых масок и более 1,1 млн других средств защиты уже поступили в учреждения здравоохранения и розничную сеть.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений