Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Купить, продать и не попасть под санкции. Чем рискованно заниматься в близлежащих (и не только) странах

Фото: belrynok.by

К сожалению, отношения между соседствующими с нами странами нельзя назвать простыми. И введение одним из государств санкций в отношении коммерческой активности в каком-либо другом стало почти обыденным явлением. При работе на их рынках приходится учитывать риск применения к вашей организации санкций.

Мы выделили несколько «зон риска», в которых работа белорусской организации может быть ограничена санкциями.

 

1.  Если бизнес связан с Крымом

Для ведения бизнеса в Крыму стоит учитывать, что Европейский союз и США ввели санкции, связанные с деятельностью на Крымском полуост­рове.

Для европейских компаний введен запрет, в т.ч.:

  • на покупку недвижимости и пред­приятий в Крыму, финансирование крымских компаний и предоставление связанных с этим ус­луг, оказание туристических услуг на полуострове (например, поисковая система Airbnb не выдает результатов поиска, когда речь идет о гостинице в Крыму);
  • на поставки в Крым около 200 на­именований товаров, в частности, технологий, которые касаются транспортного, телекоммуникационного и энергетического секторов, а также разведки и добычи газа, нефти и минеральных ресурсов, и драгоценных металлов (золота, серебра, платины), а также полуфабрикатов из них;
  • на оказание технической помощи и предоставление строительных и инженерных услуг, связанных с инфраструктурой полуострова.

В свою очередь, США запретили ввоз на свою территорию любых товаров, услуг или технологий из Крыма, а также вывоз, реэкспорт, продажу или поставку со своей территории или лицом, являющимся гражданином США, каких-либо товаров, услуг или технологий в Крым.

Для белорусских компаний в первую очередь имеет значение запрет на ввоз в страны Европейского союза продукции, происходящей из Крыма (или Севастополя). Например, если белорусская компания перепродает такую продукцию.

Если деятельность белорусской компании ограничивается странами Евразийского экономического союза, то проблем с санкциями в отношении Крыма не должно возникнуть.

Однако работа белорусской организации в Крыму, владение долями в крымских юрлицах и правами на недвижимость в Крыму являются серьезными препятствиями для работы на рынке Евросоюза, взаимодействия с европейскими компаниями и реализации совместных проектов, привлечения финансирования европейских банков.

Сложности при работе с ЕС могут возникнуть даже у белорусской компании и в ситуации, когда она работает с компанией из России, которая имеет коммерческие интересы в Крыму.

 

2. Если бизнес связан с поставками продовольственных товаров в РФ

В 2014 году Россия ввела запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических, физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Под действие российского продовольственного эмбарго, в частности, попали страны ЕС, США, а также Австралия, Канада, Нор­вегия, Исландия, Лих­тен­штейн, Албания, Чер­ногория и Украина. Полный перечень запрещенных к ввозу товаров огромен.

Отметим, что Беларусь не присо­единилась к продовольственному эмбарго России, белорусский рынок открыт для европейских товаров. Однако если белорусская компания осуществит реэкспорт в РФ продовольственной продукции из стран, входящих в вышеприведенный список, такая продукция будет уничтожена, а в отношении белорусской компании Россией будут введены ограничения.

В СМИ достаточно часто появляются новости об очередных уничтоженных продуктах и введенных ограничениях на ввоз белорусской продукции.

 

3. Если бизнес в целом связан с Россией

Кроме секторальных санкций, в работе с Российской Федерацией стоит учитывать еще несколько факторов.

Первый фактор – если для удобства расчетов вы планируете открыть счет в российском банке, будьте внимательны при выборе обслуживающего банка. Так, международные платежные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживать карты, выпущенные в российских банках, принадлежащих лицам из ограничительного списка.

Второй фактор – если вы планируете привлекать в компанию финансирование международных финансовых организаций, то в России сделать это в некоторых случаях затруднительно. В 2014 году Международному и Европейскому банкам реконструкции и развития (МБРР и ЕБРР), Международной финансовой корпорации (группа Всемирного бан­ка), а также Европейскому ин­вестиционному банку настоятельно рекомендовано не рассматривать российские проекты для инвестирования.

Международные организации эти рекомендации выполняют, в связи с чем получить от них финансирование на проекты в России и структурировать их в РФ стало невозможно.

При этом существует риск, что международные финансовые организации по той же причине откажутся финансировать проекты в Республике Беларусь, если для их реализации будет привлечена российская компания, в отношении которой введены ограничения.

 

4. Если бизнес связан с Украиной

Самое большое число санкций в отношении России введено Украиной, которая присоединилась к американским и европейским санкциям против РФ, а также ввела до 31.12.2020 запрет на ввоз товаров российского происхождения – всего около ста позиций.

К примеру, белорусская компания не может осуществлять реэкспорт в Украину продукции российского происхождения, входящей в выше­указанный список (в т.ч. мясо, сигареты, лекарственные средства, химические удобрения).

 

5. Если бизнес структурируется через компанию в США

Инкорпорируя компанию в США, надо понимать, что эта компания будет обязана соблюдать все санкции, введенные американским правительством, в т.ч. против Беларуси и РФ.

Санкции США против России достаточно объемны, но могут быть разделены на три группы.

1. Так называемые blocking sanctions, которые запрещают какие-либо операции, связанные с передачей, платежами, экспортом имущества лиц, включенных в отдельный ограничительный список. Причем запрет действует также на операции с организациями, которые прямо или косвенно на 50% контролируются такими лицами, вне зависимости от того, включены организации в список или нет.

В «зоне риска» находятся и контр­агенты лиц под санкциями – при наличии «значительных» транзакций между ними такие контрагенты также могут быть включены в ограничительный список (так называемые «вторичные» санкции).

2. Секторальные санкции (sectoral sanctions) запрещают некоторые операции американских компаний с определенными российскими компаниями, а также организациями, которые прямо или косвенно на 50% контролируются такими компаниями. Соответственно, если 50% доли (акций) в белорусской компании будут контролироваться подсанкционной российской компанией, то операции с такой белорусской компанией тоже будут подпадать под ограничения. Конкретные ограничения различаются в зависимости от директивы, которыми введены (всего 4 директивы).

США разрешает осуществлять иные операции, не ограниченные директивами, с лицами, в отношении которых введены секторальные санкции. К примеру, Директива № 1 запрещает любые операции, которыми предусмотрена отсрочка платежа у определенных российских компаний на срок более 14 дней.

3. Запрет на новые инвестиции и торговое эмбарго (New investment ban and trade embargo) касается Крыма. Запрет включает в себя инвестиции в Крым; экспорт американской продукции и технологий в Крым; и наоборот, импорт крымской продукции и технологий в США, а также финансирование, выдачу гарантий для таких операций.

Полный список лиц и организаций, в отношении которых действуют санкции США, можно найти на специальном сайте.

Соответственно, для американского офиса белорусской компании полностью запрещена работа с крымскими компаниями.

При работе с российскими организациями необходимо обязательно проверить, включено ли такое юрлицо в санкционный список (связано ли с компаниями из санкционного списка), и если включено (связано), то какие ограничения в отношении него установлены.

К примеру, в отношении нескольких российских банков действуют секторальные санкции США, которые распространяются также на прямо или косвенно контролируемые ими компании (как в России, так и в других странах).

Соответственно, если американский офис белорусской IT-компании получает запрос на разработку ПО для банка, включенного в ограничительный список, либо контролируемой им организации, американский офис должен соблюдать ограничения, установленные соответствующей директивой.

Если американская компания не будет соблюдать установленные ограничения, то Департамент казначейства США может наложить на нее штраф, который может доходить до нескольких миллионов долларов.

Определенные сложности с соблюдением санкций США могут возникнуть и за пределами США, что показало недавнее дело Бориса Ротенберга против финского банка Nordea Bank.

В отношении Бориса Ротенберга действуют санкции только США, Европейский союз ограничений не вводил. Вместе с тем финский банк отказал в обслуживании и осущест­влении банковских переводов в связи с действовавшими в отношении него санкциями США.

Окружной суд Хельсинки отказал в удовлетворении иска Бориса Ротенберга к Nordea Bank за отказ в обслуживании, в т.ч. в связи с обязанностью финского банка «оставаться платежеспособным» на основании финского законодательства.

То есть, по мнению суда, отказ Nordea Bank в обслуживании Бориса Ротенберга является меньшим вредом для самого банка и его вкладчиков, нежели вред предотвращенный, под которым понимаются претензии Департамента казначейства США.

 

Не следует расслабляться, даже если санкции отменены

Однажды введенные санкции в отношении лица или компании имеют свойство продолжать действовать на практике даже после их отмены, как бы «по инерции».

К примеру, северный сосед США – Канада – в 2006 году добавил Беларусь в список стран, куда экспорт товаров возможен только при наличии специального разрешения. Введенные санкции отменены в июне 2017 г. и в настоящее время отсутствуют какие-либо санкции Канады в отношении Беларуси.

Однако в 2019 году канадская платформа электронной торговли Shopify оказалась недоступна с белорусского IP-адреса, и техподдержка платформы объясняет это санкциями канадского правительства.

Белорусским компаниям, ранее находившимся под санкциями ЕС, периодически приходится сталкиваться с отказами европейских банков в обслуживании и длительном проведении платежей в адрес контрагентов (до нескольких недель).

 

Выводы

Вышеуказанные примеры показывают, что в настоящее время для полноценного ведения международного бизнеса белорусской компании важно учитывать многочисленные экономические и политические ограничения, действующие между стра­нами, даже если она ориентируется исключительно на рынок Евразийского экономического союза.

Внедрение санкционного комплайн­са становится необходимостью для ведения международного бизнеса. По меньшей мере, следует контролировать:

  • операции, связанные с территориями высокого уровня риска (Крым, Сирия, Ливия, Иран);
  • операции по поставкам товаров, выполнению работ, передаче технологий из Украины, США или ЕС в Россию, и наоборот;
  • операции по финансированию (предоставлению гарантий) из Украины, США или ЕС в Россию, и наоборот.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений