$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КУПИТЬ И ПРОДАТЬ ПО ЗАКОНУ©

07.09.2012

В Палату представителей внесен проект закона, затрагивающий интересы всех без исключения граждан страны, — «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Он предусматривает защиту конкуренции, а также участие некоммерческих организаций и профессиональных общественных объединений в формировании и реализации государственной политики в этих отраслях. Ставится задача отрегулировать отношения субъектов торговли с поставщиками товаров.

Необходимость в новой редакции Закона от 28.07.2003 № 231-З «О торговле» (далее — Закон) назрела давно. Специалисты отмечают, что даже терминология, «расшифрованная» в действующем законодательном акте, несовершенна и носит неоднозначный характер. Например, торговый объект трактуется как имущественный комплекс, а также иное имущество, используемое для осуществления торговли, принадлежащие на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или на ином законном основании торговым организациям и (или) индивидуальным предпринимателям. При буквальном толковании под это понятие подпадает любое имущество, которое находит применение в торговле, — офис, склад, прицеп автомобиля, тележка, стол, стул и даже сумка. В законопроекте этот термин разделен на два — стационарный и нестационарный торговые объекты.

КАКИЕ нововведения содержит законопроект?

Значительно расширена ст. 2 «Основные термины, используемые в Законе». В ней даны определения понятий оптовая и розничная торговля, ассортиментный перечень и ассортимент товаров, субъект торговли, торговая площадь и торговое место, закупочная и товарная интервенции, покупатель, оприходованный товар, стабилизационные фонды товаров, дискриминационные условия, интернет-магазин, ярмарка, общественное питание и т.д. Другие термины, не вошедшие в эту статью, использованы в значениях, определенных государственным стандартом СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта от 28.04.2003 № 22.

Разработчики законопроекта решили не включать в него классификацию торговых объектов и формы торговли. По их мнению, классификация должна определяться на уровне технических НПА, а порядок осуществления торговли в той или иной форме — регулироваться правилами продаж, утвержденными постановлениями Совмина.

Практически в прежнем виде перекочевали из действующего Закона в законопроект нормы, определяющие принципы госрегулирования, меры, предпринимаемые государством для стабилизации торговли, и мероприятия, содействующие ее развитию.

В то же время откорректированы нормы о проведении закупочных и товарных интервенций. Согласно ст. 25 проекта закупочная интервенция — это закупка субъектами торговли по решению Совмина товаров у юрлиц и ИП для стабилизации спроса и предложения, товарная — продажа таких товаров. Разработка их форм, порядка и условий проведения делегированы Совмину. При этом предполагается, что интервенции будут осуществляться юрлицами государственной формы собственности или имеющими значительную долю государства в уставных фондах. К примеру, ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» с долей государства в уставном фонде 98,3% или ОАО «Белбакалея» (97,3%).

Отметим, что несмотря на проводящуюся унификацию отечественного законодательства с российским, разработчики документа не пошли по пути РФ, где эти вопросы отнесены к мерам по реализации государственной аграрной политики и регулируются федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». По их мнению, аналогичная практика в нашей стране пока что не сформировалась.

В числе новаций следует назвать и норму о привлечении к формированию и реализации государственной политики в данных отраслях некоммерческих организаций и информационное обеспечение торговли и общественного питания. В соответствии со ст. 10 некоммерческие организации, объединяющие поставщиков товаров, субъекты торговли и общественного питания, а также общественные союзы специалистов могут участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов, региональных и отраслевых программ развития, в анализе финансовых, экономических и социальных показателей, в оценке эффективности применения мер по их поддержке, в подготовке прогноза развития торговли и общепита в стране в целом и в административно-территориальных единицах. Они имеют право предоставлять госорганам предложения по совершенствованию торговли и общепита, необходимую информацию для формирования и реализации госполитики. К сожалению, положения статьи носят довольно общий характер и сформулированы таким образом, что к мнению представителей отраслевого бизнеса госорганы могут прислушаться, а могут его и не учитывать. Во всяком случае созданные в последние годы механизмы взаимодействия органов власти с бизнес-сообществом во многих случаях действуют формально.

Проектом устанавливаются требования к организации и осуществлению торговли и общественного питания, права и обязанности субъектов хозяйствования и поставщиков товаров.

Субъект хозяйствования, который хочет начать свою деятельность, вправе самостоятельно, без вмешательства госорганов, определить вид, форму торговли, способы продажи товаров, специализацию, тип торгового объекта и другие условия осуществления деятельности. Прописаны порядок установления и согласования режима работы стационарных торговых объектов, торговых центров, рынков, объектов общепита, а также ассортиментного перечня товаров. Так, ассортиментный перечень для розничного торгового объекта согласовывается с местным исполнительным и распорядительным органом, для развозной торговли — по месту госрегистрации субъекта торговли. Закрепление данных норм на уровне законодательного акта, считают в Минторге, позволит оградить субъекты торговли и общественного питания от неправомерного вмешательства в их деятельность госорганов.

Отдельные статьи содержат требования к организации работы торговых центров, ярмарок, рынков, Интернет-торговли, фирменных магазинов и фирменных секций.

Доля крупных торговых организаций в общем объеме розничного товарооборота страны постоянно растет, что связано с развитием сетевого ритейла. (Кстати, согласно законопроекту, к крупным торговым сетям отнесут объекты с торговой площадью 3 тыс. м2 и более.). Однако правительство опасается, что экспансия розничных сетей приведет к вытеснению с рынка малого бизнеса, уничтожит небольшие торговые точки, что, как показывает опыт России, дает толчок взлету розничных цен.

Как постоянно подчеркивают руководители Минторга, помимо увеличения торговых площадей ставится задача их рационального распределения по регионам страны с учетом развития всех форматов торговли -- супер- и гипермаркетов, магазинов «шаговой доступности», специализированных предприятий торговли семейного типа. Поэтому предлагается привязать открытие торговых центров к градостроительным планам, т.е. регионы получат право влиять на размещение объектов торговли. Эксперты уверены, что вмешательство местных властей вряд ли будет способствовать развитию конкуренции в отрасли.

В законопроект включена статья, направленная на защиту конкуренции. Вводится требование к субъектам торговли, общепита и поставщикам товаров об исключении ограничения конкуренции, что наряду с нормами Закона от 10.12.1992 № 2034-ХII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» будет, как считают в Минторге, способствовать развитию благоприятной конкурентной среды, защите прав покупателей, устранению навязывания дискриминационных условий при заключении и исполнении договоров, ухудшения условий поставки товаров, в т.ч. в части установления цен.

Субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных торговых объектов (за исключением потребкооперации), доля которого в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров за предыдущий финансовый год превышает в границах административно-территориальных единиц размер, определенный Совмином (в России такой порог установлен в самом законе — 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении в границах субъекта РФ), не вправе расширять в данном регионе торговые площади для осуществления розничной торговли.

Госорганам, иным организациям запрещается устанавливать запреты в отношении свободного перемещения товаров между территориями административно-территориальных единиц республики, вводить ограничения на продажи или давать указания о первоочередной поставке отдельных видов товаров определенным субъектам торговли или общепита.

Регулируются взаимоотношения между субъектами торговли и поставщиками товаров. Как отмечается в обосновании необходимости принятия закона, в последнее время участились конфликты между торговыми сетями и поставщиками товаров по т.н. «продаже полок», или плате за вхождение в торговые сети. Для устранения подобных ситуаций Минторгом принято постановление от 20.06.2008 № 24 «О некоторых вопросах деятельности розничных торговых организаций», которым предусмотрено, что при осуществлении розничной торговли выкладка товара, а также иные операции в рамках торгово-технологического процесса не могут рассматриваться в качестве услуги поставщикам товаров и (или) третьим лицам. Это требование планируется внести в закон.

При заключении сторонами договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, не допускается понуждение контрагента к заключению договоров возмездного оказания услуг, иных гражданско-правовых договоров, направленных на продвижение продовольственных товаров.

Для того чтобы новый вариант закона о торговле после его принятия смог полноценно работать, понадобится разработка и принятие Совмином и Минторгом целого ряда нормативных документов, которые будут более детально регулировать правила игры в этих двух отраслях.

Анна РАДЮК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях