Куда может завести либерализация экономической деятельности
Белорусское бизнес-сообщество предложило заинтересованным сторонам обсудить вопрос о декриминализации экономических преступлений.
Тем самым предприниматели подлили масла в огонь полемики о качестве и пределах уголовно-правового регулирования в сфере экономической деятельности, которая ведется на протяжении последнего десятилетия в научной среде и экономическом сообществе, среди юристов, экономистов и работников правоохранительных органов.
По мнению предпринимателей, потребность модернизации современного уголовного законодательства в экономической сфере продиктована его очевидной неэффективностью и чрезмерной репрессивностью. Кроме того, бизнесмены считают, что общество уже осознало следующий факт: сложившееся определение границ легального правопорядка в сфере экономики и практика применения уголовного закона ограничивают конституционно гарантированную свободу экономической деятельности и тормозят экономическое развитие страны.
Таким образом, в основе позиционируемого «предпринимательского уголовного права» лежит либеральная идеология об ограничении вмешательства государства в юридические отношения собственников.
Либерализация = демократизация
Основная идея бизнес-сообщества заключается в либерализации уголовного законодательства, смягчении процедур для бизнесменов и устранении лишних барьеров для ведения предпринимательской деятельности.
Между тем и сам законодатель стремится сделать отечественный рынок более привлекательным не только для инвесторов, но и для белорусских предпринимателей, для чего пытается установить гарантии «спокойного» ведения бизнеса, в т.ч. посредством уголовно-правовых уступок.
В принципе, эти решения нельзя не приветствовать. Однако при обсуждении данного вопроса нужно учитывать одно немаловажное обстоятельство. Либерализация должна быть не избирательной, а общей и сопровождаться структурными реформами уголовно-правовой системы и системы уголовной юстиции, принятием современного антикриминального законодательства на общепринятых в мировой практике стандартах, демократизацией политической и правовой сфер, где вырабатываются концепция и доктрина уголовной политики. Ее характерными чертами могут являться гарантии личной неприкосновенности предпринимателей от уголовного преследования, ограничение правовых оснований для вмешательства правоохранительных органов в их деятельность, закрепление приоритета гражданско-правовых (экономических) средств в разрешении правовых конфликтов предпринимателей с государством.
Однако нынешний образчик проводимой уголовно-правовой политики в экономике, по сути, являет собой тактический маневр в условиях неспособности уголовной юстиции постсоветского типа обеспечить интересы бизнеса и экономическую безопасность. Такая реформа представляет собой образец ситуативной «ручной» модели управления криминальными рисками в сфере экономики. Поэтому данная уголовная политика может быть квалифицирована только как паллиатив, тактический эксперимент, но не как правовая антикриминальная стратегия, которая научно просчитана на долговременную перспективу и соответствует подлинным потребностям белорусского общества.
Под «шумок» либерализации уголовного законодательства определенными кругами стали привноситься идеи, дискредитирующие фундаментальную правовую составляющую экономики и государства. Стал очевидным и главный концептуальный недостаток новой антикриминальной стратегии: создание специальных гарантий неприкосновенности для предпринимателей от уголовного преследования, разделение уголовного правосудия на «элитное» и «для всего остального народа». Это подрывает принципы социальной справедливости, равенства всех перед законом и судом и тем самым разрушает основы правового регулирования, разлагает правосознание и правовую культуру. Избирательная и избыточная забота о «предпринимателях» дискредитирует саму идею справедливости и гуманизма.
Crime Control или Doing Business?
Итак, исходя из того что любое преступление a priori общественно опасно (иначе оно официально не признавалось бы преступлением), создание разного рода правовых исключений (специальных норм) по делам об экономических преступлениях может свидетельствовать о выборе одного из следующих альтернативных вариантов уголовной политики.
1. Crime Control, когда специальные (особые) производства предстают в качестве инструмента, повышающего эффективность борьбы с экономической преступностью, которая является весьма опасным сегментом преступности, угрожающим надлежащему функционированию экономической системы государства, социальному и общественному спокойствию.
2. Doing Business, когда специальные (особые) производства предстают в качестве инструмента либерализации экономического сектора и максимального снижения уголовно-правового риска для экономически активной части населения (предпринимателей).
При первом из обозначенных подходов уголовно-процессуальный режим становится жестче по сравнению со стандартным уголовным процессом. При втором, напротив, мягче.
Вместе с тем попытки избирательно применить положения идеологии Doing Business весьма ущербны. По большому счету, принятие нормативных правовых актов, гуманизирующих наказание за ряд преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, способствует повышению неуязвимости и безопасности преступного бизнеса, а не экономики. В этой политике декриминализации и депенализации (освобождения от уголовной ответственности – прим. ред.) реализуется идея «сословного покровительства» в отношении предпринимателей: они могут совершать корыстные преступления в сфере своей профессиональной деятельности и, возместив причиненный ущерб или выплатив штраф, не подвергаться репрессивному воздействию уголовной юстиции.
Иначе говоря, при проведении уголовных реформ очевидной целью разработчиков, очарованных модным в экономических кругах дискурсом либерализации и подталкиваемых лоббистскими усилиями влиятельных бизнес-элит, является создание по делам об экономических преступлениях процессуального режима максимального благоприятствования предпринимателям.
Вероятно, конечная цель всей цепочки подобных правовых преобразований состоит в запрете вмешательства уголовной юстиции в экономические (хозяйственные) споры и перевод данных правоотношений исключительно в плоскость экономических судов. Однако решая проблемы предпринимательства путем вывода его из-под действия уголовного закона, законодатель уходит от решения кардинального вопроса – реформы уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Таким образом, если вести речь о либерализации уголовного законодательства в сфере экономики, то данный процесс не должен быть точечным или избирательным. Необходимо системно решать обозначенную проблему и на глобальном уровне ставить вопрос о реформе уголовного и уголовно-процессуального законодательства в целом, а не идти по идеологическому пути десоветизации уголовного законодательства и перехода на европейские правовые стандарты, разрушая антикриминальное правовое поле.
Суть текущего политического момента состоит в том, чтобы найти возможности для оптимального перехода от постсоветской парадигмы уголовной политики к демократической, социально-правовой модели отношений государства и бизнеса, общества и государства.