Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Куда маневрирует сосед

Фото: РИА Новости / Владимир Астапкович

Пока в Беларуси собираются приступать к разработке новой редакции Налогового кодекса и ожидают указа о налоговых новшествах на текущий год, возможности бюджетного и налогового маневров активно обсуждаются и просчитываются не только в экспертных, но и правительственных кругах нашего партнера по ЕАЭС – России.

Что касается бюджетного маневра, то его суть в увеличении социальных расходов: на здравоохранение, образование и инфраструктуру при сокращении расходов на правоохранительные органы и контрольно-ревизионные службы, не затрагивая затраты на оборону. Такой бюджетный маневр, как сообщает газета «Ведомости» со ссыл­кой на представителей правительственных кругов и Центр стратегических разработок (ЦСР), позволит ускорить темпы экономического роста в стране. При этом ЦСР рекомендует по сравнению с прошлым годом увеличить бюджетные расходы на образование – на 0,8% ВВП, на здравоохранение – на 0,7% и на инфраструктуру – на 0,8%. Если бы такой маневр был сделан раньше, считают эксперты, это позволило бы увеличить темпы роста ВВП по сравнению с прошлогодними на 0,4%. Может быть, это и не столь весомые цифры, но речь идет о человеческом капитале, о котором принято вспоминать накануне президентских выборов.

Понятно, что на это должны быть изысканы дополнительные источники поступлений в казну, и прежде всего за счет налогов, хотя предлагаются и другие источники – повышение пенсионного возраста, например. Такой «маневр» у нас уже использовался, и так называемое софинансирование медицинских расходов со стороны населения. Ранее в дополнение к бюджетному неоднократно пред­лагался налоговый маневр, суть которого в уменьшении ставки налога на прибыль и увеличении ставки НДС.

Также предлагались разные варианты введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Сейчас рассматривается вариант введения 15%-ной ставки с бОльшим вычетом, чем сейчас. А в целом большинство российских чиновников и экспертов практически уверены, что введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц в ближайшие годы практически неизбежно, это «вопрос времени». Никаких замен НДС на предлагаемый некоторыми белорусскими экспертами налог с продаж в РФ никто не рассматривает и способа снижения налогового бремени в нем не ищет. Как, впрочем, и в увеличении налоговых льгот, что приводит к существенной неравномерности налоговой нагрузки.

Несколько лет назад в Беларуси также рассматривались воз­можности увеличения ставки НДС при уменьшении ставки налога на прибыль, но такое решение не было принято. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога не в рамках корректировки Налогового кодекса не предлагалось, но ставка подоходного налога была увеличена с 12 до 13%. Напомним, у нас неоднократно говорилось о моратории на увеличение налоговых ставок и введение новых налогов.

В Беларуси пока о бюджетном маневре речи не идет. Но как удастся снижать налоговую нагрузку, в т.ч. за счет значительного увеличения налоговых льгот, при необходимости обес­печить бюджетные расходы и без бюджетного маневра или сокращения расходов бюджета, пока не совсем понятно. При этом ясно одно: учитывать те или иные налоговые новшества в рамках бюджетного и налогового маневров или без них нам все равно придется.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений